Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 18:34

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии массовых мероприятий [10]
Сценарии мероприятий школьного, районного и областного масштабов
Сценарии тематических выступлений [1]
Сценарии КВН, представлений по профилактике ЗОЖ, безопасности дорожного движения и многое другое
Тренинги, психологические игры [6]
Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Сценарии классных часов [5]
Нравственное воспитание [3]
Цикл бесед на тему нравственности. Материалы можно использовать для классного часа.
Эстетическое воспитание [4]
Цикл бесед по эстетическому воспитанию. Материал можно использовать для подготовки классного часа.
Профилактика здорового образа жизни [3]
Цикл бесед по здоровье сбережению Материал может быть использован для подготовки классного часа.
Программы дополнительного образования [11]
Программы дополнительного образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа - это не только уроки » Тренинги, психологические игры

Самоконтроль
[ Скачать с сервера (27.0 Kb) ] 04.09.2010, 17:38

Составлено в соавторстве с Кудрявцевым В.А. г. Нижний Новгород

Метод самоконтроля основан на способности человека к самонаблюдению, самооценке и самоконтролю. Чаще всего проблемное поведение, при котором применяется самоконтроль, возникает в результате противоречия кратковременных и долговременных последствий. Например, кратковременные последствия приема алкоголя преимущественно положительные, долговременные же - отрицательны. Методика самоконтроля позволяет (хотя бы частично) выровнять силу кратковременных и долговременных последствий и избавиться от вредных привычек или приобрести привычки полезные (в долговременном их измерении).

Использование самоконтроля в поведенческой психокоррекции предполагает, что сама коррекция становится процессом, выходящим за рамки учебных занятий. Эта особенность метода самоконтроля еще раз подчеркивает необходимость активного участия подростка в процессе психологической коррекции.

Методика самоконтроля последовательно включает несколько этапов.

(1) Анализ проблемы и определение целевого поведения

На этом этапе в процессе тщательного поведенческого анализа определяется конкретное ошибочное поведение, которое должно быть устранено, и поведение, при выполнении которого цель самоконтроля будет считаться достигнутой. Если при некоторых нарушениях (например, привычке грызть ногти или курении) определить целевое и ошибочное поведение - дело простое, то в иных случаях первый этап самоконтроля может потребовать значительных усилий и времени. Скажем, за фразой "Я излишне агрессивна с мужчинами и отпугиваю их своей активностью" может скрываться целый ряд особенностей поведения, связанных с очень трудно конкретизируемыми стимулами. К примеру, привычка подшучивать над внешним видом тех мужчин, которые нравятся, и прилюдно давать самой себе негативные оценки - эти привычки уже в большей степени позволили бы выстроить программу самоконтроля.

(2) Анализ стимулов

На этом этапе детально анализируется ситуация, в которой срабатывает ошибочное поведение, или ситуация, препятствующая целевому поведению. От точности такого рода анализа в существенной мере зависит успех всей программы самоконтроля. Ключевое значение в этом анализе имеют стимулы, предшествующие появлению (или непоявлению) поведения. Если употреблению алкоголя всегда предшествует получение наличных денег, а в компании близкой подружки трудно удержаться от агрессии и драки, то это - те стимулы, которые должны контролироваться и анализироваться на следующем этапе - этапе разработки программы самоконтроля.

(3) Разработка программы самоконтроля.

К этому этапу мы должны иметь четкое описание целевого (или ошибочного) поведения и знать стимулы, которые тормозят целевое и запускают ошибочное поведение. Это знание поможет составить план самоконтроля, включающий в той или иной комбинации три важнейших его механизма: самоподкрепление, самонаказание и контроль стимулов.

Контроль стимулов представляет собой третий компонент программ самоконтроля. Предшествующий анализ часто позволяет обнаружить вполне конкретные материальные или нематериальные стимулы, "запускающие" ошибочное поведение или препятствующие целевому. Часто эти стимулы вполне может контролировать сам клиент, например, реже встречаясь с друзьями, любящими выпить, или курящими подружками. Четкое определение стимулов, которых следует избегать или которые нужно переструктурировать - это тоже одна из частей программы самоконтроля.

Сфера применения программ самоконтроля довольно широка. В первую очередь здесь нужно назвать переедание, курение, алкоголизм и иные формы зависимостей, вспыльчивость и, наоборот - тревожность, проблемы с концентрацией на работе или учебе, специфические симптоматические нарушения типа тиков, навязчивых действий.

 

 

Категория: Тренинги, психологические игры | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 3505 | Загрузок: 185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz