Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Программа дополнительного образования «Ступени скаута». Часть 4
05.09.2010, 23:39
«Ступени Скаута»
(ПРОДОЛЖЕНИЕ...)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При составлении учебно-тематических планов на основе
программы «Ступени Скаута» необходимо учитывать: объем предполагаемого
материала, последовательность тем с цикличностью по сезонам года, а также
базовые требования, имеющие непосредственное отношение к «дидактике Скаутинга»:
- деятельность
на природе является наиболее важным условием в Скаутинге, что позволяет
испытать чувства приключения, романтики, уверенности в себе; представляет
широкие возможности для реализации практических дел;
- игра должна быть использована на скаутских
занятиях в любом возрасте;
- индивидуальный
выбор. Скауты всегда должны иметь возможность для персонального выбора — какими
тестами проверять свои навыки, выбирать виды работ, игры и т. д.;
- церемонии
и традиции — каждая скаутская встреча предполагает определенную церемонию;
- призыв
(клич, девиз) в дружеской манере помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться
духом; он наполнен добротой, верностью, дружбой, задором;
- практический
труд (ручной труд) обязательно должен присутствовать в деятельности скаутов,
он позволяет обучаться всевозможным навыкам и умениям;
- самовыражение
- необходимое условие, без которого также немыслимо воспитание личности. Часть
мероприятий программы призваны помочь скауту выработать уверенность в себе и способность
к самооценке и общению с другими;
- поощрения
- всякое занятие должно стимулировать ребенка к достижению успеха. Именно это
дает шанс каждому удовлетворить свою потребность быть полезным обществу и в конечном
счете позволяет испытывать чувство гордости за самого себя.
Занятие нужно строить, опираясь на Скаутский Метод,
который в Конституции
Всемирной Организации Скаутского Движения определяется как «система
прогрессивного самообразования через:
- Обещание и
Закон;
- обучение
через дело;
- членство в
малых группах — патрулях, включающее прогрессивное открытие и принятие
ответственности и подготовку (под руководством взрослых) к самоконтролю,
направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в
себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству;
- прогрессивные и стимулирующие программы
разнообразных
мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и
службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом
контакте с природой» (Конституция Всемирной Организации Скаутского Движения,
статья III).
Воспитательный смысл Обещания и Закона заключается в
добровольном выборе молодым человеком определенной модели поведения,
базирующейся на конкретных этических принципах. «Я буду честно выполнять свои
обязанности перед Богом, страной и людьми, действовать согласно закону скаутов
— помогать людям, быть физически сильным, умственно развитым, морально стойким»,
— дает клятву каждый, желающий стать скаутом.
Другим важнейшим элементом метода скаутизма является
так называемое обучение делом, в основе которого лежит идея Р. Баден Пауэлла о
том, что «мальчишка всегда предпочитает делать, а не изучать». Вот почему
главное в жизни скаута не занятия по учебникам и прослушивание лекций и бесед,
а наглядная демонстрация, наблюдения, эксперимент, активное участие в
конкретном деле.
Скаутский патруль — базовое структурное
подразделение скаутской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых
взрослым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели
Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден Пауэллом. Патруль является
своеобразной командой. Каждый из его членов добровольно выполняет взятые на
себя обязанности, внося свой вклад в жизнь патруля, способствуя успеху его
деятельности. Эти обязанности выполняются в течение определенного времени.
Один из членов патруля, признанный лидером, играет роль координатора общих усилий,
предоставляя другим скаутам возможность участвовать в принятии решений и полностью
включиться в жизнь команды.
Формами индивидуальной ответственности членов
патруля могут быть:
- лидер
патруля;
- помощник
лидера патруля;
- ответственный
за патрульное имущество;
- казначей (ответственный за патрульные финансы);
- летописец (ведущий патрульного дневника);
- санинструктор (ответственный за патрульную аптечку и подготовку по оказанию
первой медицинской помощи).
Каждый элемент Скаутского Метода дополняет и
усиливает воздействие других. Отсутствие какого-либо из элементов Скаутского
Метода или его использование не по назначению нарушит целостность воспитательной
системы, изменит ее суть. В таком случае она уже не сможет эффективно решать
главную задачу Скаутинга - способствовать личностному развитию молодых людей.
Характеризуя Скаутский Метод, Баден Пауэлл говорил: «Скаутинг — это лекарство,
состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных
пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае,
если результаты его действия неудовлетворительны».
Занятие по программе «Ступени Скаута» должны
проводиться 1 раз в неделю и продолжаться 1,5 часа. Преимущество скаутинга
заключается в ступенчатой системе руководства. Патрулями руководит лидер
(патрульный), а старший руководитель должен только помогать ему. Важно
подчеркнуть, что главная задача взрослых — направлять деятельность, оказывая
молодым людям помощь в раскрытии их потенциальных способностей, в овладении
умением брать на себя ответственность.
Обычно занятие начинает патрульный, он громко
обращается к ребятам, например: «Патруль «Совы»!». По этому вызову все ребята
моментально прекращают разговоры. После лидер командует: «В одну шеренгу
становись!». При этом он становится лицом к месту, где должна построиться
шеренга. Правофланговый становится лицом к вожаку. Следующие команды:
«Направо-равняйсь!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь! Смирно». После
этих команд руководство берет на себя более старший лидер. Очень важно вначале
занятия дать ребятам заряд духовной энергии. Настроить их на скаутскую
тональность. Старший координатор говорит молитву русских скаутов: «Господи,
помоги нам быть сегодня лучше, чем были вчера». Патрульный командует:
«Вольно!»; все хором поют гимн организации. По окончании пения говорит:
«Будьте готовы!»; все отвечают: «Всегда готовы за Россию!». После этого лидер
приглашает всех сесть.
Теоретическая часть занятия может быть представлена
рассказом, беседой, дискуссией, психологическим тренингом, мозговым Штурмом,
игрой и т. д.
Во второй части занятия планируются:
- самостоятельная
работа;
- «добрые
дела», трудовая деятельность
- практические
работы и т. д.;
- разучивание
и пение скаутских песен;
- игры-действия,
игры-символы, коммуникативные и ролевые
игры.
Схема занятий прослеживается на протяжении трех лет
обучения, но содержание деятельности в процессе изучения каждого блока
программы обновляется и обогащается.
Для походов, экскурсий, экспедиций лучше
использовать выходные дни. Необходимо с первого выхода на природу поручать
ребятам готовить небольшие сообщения по итогам. План экспедиции нужно
составлять так, чтобы перед скаутами стояла ближайшая и доступная им цель:
поход, экскурсия к интересному объекту и игры.
В течение первого года обучения рекомендуется
проводить походы, где маршевая нагрузка занимает от 1 до 2 ч; на втором году
обучения — 1,5—3 ч; на третьем — 3—4 ч. Двухдневные походы лучше планировать в
теплое время года.
Для подведения итогов выполнения программы и
определения ее результативности рекомендуется регулярно проводить контрольные
срезы в форме: тестирования, викторин, игр, эстафет, минисоревнований, сдачи
зачетов по специальностям.
В организации разработана система знаков отличия,
которые фиксируют достижения ребенка и повышают его активность.
СКАУТСКИЕ ИГРЫ
Беглец
Один из скаутов убегает вперед, разбрасывая на своем
пути зерна кукурузы (можно заменить их чем-то другим, но только тоже мелким и
желательно растительным). Через какое-то время остальные ребята устремляются
за ним следом по «кукурузному» следу. Нужно постараться поймать водящего до
того, как он доберется до финиша, который находится, как правило, в одной миле
от старта.
Спящий пират
Тот из ребят, кто играет роль пирата, сидит с
завязанными глазами на бревне. У ног его лежит украденный им клад. Другие
скауты образуют вокруг пирата круг (диаметром метров тридцать). Они стараются
подкрасться к пирату, забрать у него клад и вернутьобратно,
оставшись незамеченными. Если же пират слышит кого-то, он хлопает в ладоши и
указывает пальцем на того, кого услышал. Замеченный скаут выбывает из игры.
Самый удачливый скаут, похитивший клад, становится новым пиратом.
Подкрадись к
оленю
«Олень» (один из скаутов) стоит в лесу или в поле.
Другие члены патруля разбредаются вокруг на расстоянии 100 метров. По сигналу
они начинают подкрадываться к оленю, используя все свое умение. Если олень
замечает кого-либо из скаутов, он указывает на него и приказывает остановиться.
Следующим оленем становится тот, кто сумеет приблизиться к водяшему как можно
ближе.
Осторожный
волк
Один из скаутов — «осторожный волк». Все другие
стоят в стороне приблизительно в 50 метрах. Как только волк повернется к стоящим
спиной, скауты начинают приближаться к нему. Когда же волк оборачивается, все
замирают.
Любой скаут, сделавший хоть малейшее движение,
должен вернуться на стартовую площадку, чтобы продолжать игру оттуда. Скаут,
первым дотронувшийся до волка, занимает его место.
Охотник и
собаки
Игроки собираются на площадке. В середине стоит
охотник с мячом в руках. Он подбрасывает мяч в воздух и ловит, когда тот
отскакивает от земли. Пока охотник трижды подбрасывает и ловит мяч, остальные
игроки разбегаются по площадке. Поймав мяч в третий раз, охотник должен тут же
бросить его в игроков. Если ему удастся выбить одного из них, тот становится
собакой охотника или помощником. Собаки не могут самостоятельно выбивать
игроков, но могут поймать отскочивший мяч и бросить охотнику. Если игрок
поймает мяч, которым его хотел выбить охотник, он может передать его другому
игроку и даже выбить одну из собак. Выбитая собака становится снова полноправным
игроком. Игра заканчивается, когда охотник с помощью собак выбьет всех игроков.
Змейка
Под звуки марша в зал входит ведущий и идет по
кругу. Не прекращая движения, он наклоном приглашает какую-нибудь девушку следовать
за ним и берет ее за руку. Теперь по кругу идут двое.
Затем девушка приглашает следовать за собой одного
из стоящи,, вокруг ребят и т. д. «Змейка» быстро растет.
Когда большинство присутствующих вовлечено в
«змейку» и она начинает выписывать замысловатые фигуры, марш сменяется танцевальной
мелодией. Это может быть вальс или любой популярный танец. Ведущий предлагает
юношам повернуться направо и пригласить стоящую рядом девушку на танец.
«Змейка» распадается, и весь зал заполняется танцующими парами.
Снежный ком
Звучит музыка. В центре зала танцует одна пара.
Через 8 или 16 тактов по хлопку ведущего танцующие поворачиваются лицом к
стоящим в кругу учащимся и быстро выбирают себе нового партнера или партнершу,
после следующего музыкально-танцевального эпизода следует второе приглашение на
танец, и в кругу танцуют две, затем четыре пары и т. д. Игра продолжается,
число танцующих растет быстро, как снежный ком. Наконец наступает момент, когда
танцуют все.
СКАУТСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ, СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ
Скаутское Движение бережно хранит свои атрибуты и
символы.
Скаутская
эмблема
Красивая белая лилия с тремя лепестками на
пурпурно-лиловом фоне. Этот знак используется только Всемирной Организацией Скаутского
Движения с момента ее зарождения и признается всеми как символ Скаутской
Организации.
В Скаутском Движении трилистник обозначает путь к
дружбе и братству, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как
компас, в приближении к скаутским идеалам, а также показывает дорогу другим.
Три лепестка лилии представляют три элемента
Скаутского Обещания; концы лепестков похожи на стрелку компаса.
Две звезды символизируют правду и жизнь на природе.
Десять концов звездочек — десять заповедей Скаутского Закона.
Во Всемирной Скаутской эмблеме другим элементом
является также веревка. Она окружает лилию и завязана рифовым узлом,
обозначающим единство и братство Всемирного Движения. Известно, что рифовый узел отличается тем, что он затягивается
темтуже,чем сильнее натяжение.
Цвета Всемирного Скаутского Движения — белый и
пурпурно-лиловый. Они глубоко символичны: в геральдике белый цвет олицетворяет
чистоту, а королевский пурпурно-лиловый — лидерство и бескорыстную помощь
другим.
Скаутский
девиз «Будь готов!»
Однажды кто-то спросил Баден Пауэлла, что этот девиз
означает? Он объяснил так: «Скаутский девиз говорит, что ты всегда готов умом
и телом выполнить свой долг перед лицом любой трудности и, если необходимо,
помочь другим».
Но Баден Пауэлл думал не только о поступках скаутов
в экстремальных ситуациях. Его идея заключалась в следующем: каждый скаут
должен подготовить себя к тому, чтобы стать полезным гражданином и участвовать
в создании счастливой жизни для себя самого и окружающих. Он хотел, чтобы
каждый скаут обладал знаниями и способностями для реализации того предназначения,
которое жизнь предоставляет каждому, и мог стойко встретить любые трудности на
своем пути. Быть готовым к жизни — значит жить счастливо, без огорчений,
понимая, что ты сделал все от тебя зависящее. Вот что означает скаутский девиз.
Скаутский знак
приветствия
Скаутский знак используется скаутами повсюду в мире.
При скаутском салюте правая рука поднимается вверх. Поднятые вверх
Указательный, средний и безымянный пальцы означают три Долга Скаута. Большой
палец, прикрывающий мизинец, символизирует защиту младшего старшим. На языке
жестов все это означает «мудрость». Высоко поднятая рука — это сигнал
«Внимание!». Когда скаутский лидер поднимает руку, все скауты отвечают ему
таким же скаутским знаком, оставляя свои
дела, и вокруг в этот момент наступает полная тишина.
Скаутский
салют
Скаутский салют подчеркивает отношение скаута к
особым мероприятиям. Салютуя государственному флагу, он демонстрирует к
государству. Салютуя скаутскому лидеру и другим скауту, он заявляет о своей
принадлежности к Скаутингу.
Скаутское
рукопожатие
Скаутское рукопожатие - признак проявления дружбы и
преданности Левая ладонь при скаутском рукопожатии крепко сжимает ладонь
левой руки другого скаута. Баден Пауэлл перенял традицию пожатия левой рукой у
воинов африканских племен. Обычно они держали щит в левой руке, а оружие - в
правой. При встрече с незнакомым человеком, чтобы показать свое доверие и
дружеское расположение к нему, воин брал щит в правую руку, тем самым как бы
лишая себя защиты, и здоровался левой рукой.
Сегодня рукопожатие левой рукой - знак
принадлежности к особому по духу Скаутскому Братству.
Скаутские
знаки отличия
Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на
рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской специальности.
Слово «специальность» обозначает, что скауты — мальчики или девочки — имеют
особые знания по каким-либо скаутским программам.
Для каждой специальности существуют определенные
требования, которые необходимо выполнить, после чего скаут получает право
носить на левом рукаве знак отличия по этой специальности, которые вручаются
скауту по достижении какого-либо разряда в определенном деле: например,
оказании первой доврачебной помощи, ремонте машин, поварском деле, альпинизме,
плавании и т. д.
Скаутский
шейный платок
Каждый скаут обязательно носит шейный
платок-галстук. Именно этот элемент отличает одну скаутскую группу от другой -
галстуки могут быть самых разнообразных цветов. Они часто имеют цвета
национального флага, изображение герба города, местности, где живут скауты.
Скаутский
патруль
Скаутский патруль - базовое структурное
подразделение скаутской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых
взрослым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели
Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден ПауэллоМ, впервые применившим метод
членства в малой группе: «Объединение мальчиков в постоянные патрули
численностью от шести по восьми человек, занятия с ними как с отдельными
группами, руководимыми компетентными лидерами, являются ключом к успеху- Патруль
— это постоянное объединение скаутов для работы или игры, воспитывающее
дисциплину и чувство долга».
Патруль является своеобразной командой. Каждый из
его членов добровольно выполняет взятые на себя обязанности, внося свой вклад в
жизнь патруля, способствуя успеху его деятельности. Эти обязанности выполняются
в течение определенного времени. Один Из членов патруля, признанный
лидером, играет роль координатора общих усилий, предоставляя другим скаутам
возможность участвовать в принятии решений и полностью включиться в жизнь
команды.
Скаутское
Обещание
Клянусь моей честью, что я сделаю все,
от меня зависящее, чтобы:
выполнить мой долг перед моей страной;
помогать другим в любое время,
подчиняться Скаутскому Закону!
Скаутский
Закон
Скаутский Закон — это обязательные принципы жизни
скаута, которым он будет следовать всю жизнь. Скаутский Закон определяет высшие
идеалы и критерии поведения скаута. Следуя Скаутскому Закону, скаут всегда
будет знать, что поступает правильно.
Скаутский
Закон:
1. Чести скаута следует доверять.
2. Скаут верен.
3. Долг скаута — быть полезным и помогать другим.
4. Скаут — друг всем и брат любому скауту.
5. Скаут вежлив.
6. Скаут — друг животных.
7. Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям,
а также
Приказам руководителя патруля, скаутмастера.
8. Скаут улыбается и не унывает при любых
трудностях.