Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Программа дополнительного образования «Ступени скаута». Часть 2
05.09.2010, 23:37
«Ступени Скаута»
(ПРОДОЛЖЕНИЕ...)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-я ступень
Первый год обучения
1. «Я и Россия».
История создания Государственного флага и герба
России. Изучение расположения России и ее крупных городов на карте. Знакомство
с историей становления русского государства: славянские племена, их традиции и
обряды. Киевская Русь. Крещение Руси. Создание иллюстраций к книге «Повесть
временных лет». Чтение былин о русских богатырях. Конкурс-викторина «С русским
воином через век!». Историческая роль княгини Ольги, князя Владимира,
Александра Невского, Дмитрия Донского в судьбе русского народа.
2. «Я и Скаутинг».
Объяснение и заучивание текста Обещания и Закона
Скаутов. Знакомство с историей возникновения скаутского движения, биографией
создателя Скаутинга Р. Баден Пауэлла. Возникновение Скаутинга в России. Роль О.
И. Пантюхова в развитии скаутинга в России. Изучение символов и атрибутов
организации и патруля: история создания скаутской эмблемы, скаутского
рукопожатия, салюта. Девиз. Салют. Галстук-косынка. Выбор эмблемы для своего
патруля в соответствии со скаутскими традициями. Изготовление эмблемы патруля.
3. «Я в скаутском лагере».
Основное снаряжение, необходимое в походе. Правила
укладки Рюкзака. Правила установки и складывания палатки. Виды топлива. Способы
разжигания костра в сухую и сырую погоду. Правила личной гигиены в походе и
лагере. Дорожные и лесные знаки. Движение по пересеченной местности,
ориентируясь по дорожным и лесным знакам. Правила безопасного обращения с
топором и ножом.
Правила хранения топора и ножа. Хранение веревки,
предохранение ее концов от распутывания. Основные принципы безопасного
поведения в походе, как днем, так и ночью. Правила безопасного поведения на
улице с активным транспортным движением. Принципы безопасного передвижения
пешком по шоссе. Проигрывание безопасного поведения на улице. Встречи с
инспектором ГИБДД.
4.«Я и
мое здоровье».
Правила личной гигиены. Дневник здоровья и
физического здоровья, развития. Беседа о вреде курения. Оказание первой медицинской
помощи: при неглубоких ссадинах, порезах, несильном кровотечении, несильных
ожогах огнем и паром, при появлении мозолей на руках и ногах, укусах насекомых.
Знание медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи. Измерение
температуры тела.
5.«Я и
природа».
Знакомство с распространенными видами деревьев и
кустарников своей местности (не менее 5 видов). Распознавание деревьев и кустарников
в безлистном состоянии. Определение лекарственных растений своей местности (не
менее 5 видов). Значение лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с
распространенными видами насекомых. Полезные и вредные насекомые. Правила
поведения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
2-я ступень
Цель: создание максимально
благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.
№ п/п
Наименование темы
Кол-во часов
всего
теория
практика
3
1
5
6
Я
и Россия.
14
8
6
Я
и Скаутинг.
10
4
6
Я
в скаутском лагере.
22
8
14
Я
и мое здоровье.
6
2
4
Я
и природа
10
4
6
ИТОГО
60
26
36
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-я ступень.
Второй год обучения
1.«Я и
Россия».
Русская культура. Подготовка докладов по русскому
народному творчеству. Разучивание колядок. Участие в фольклорных праздниках.
Знакомство с эпохой Петра I. Значение государственных
реформ Петра I для России. Развитие науки и образования, литературы
и искусства во второй половине XVIII века. Роль М. В. Ломоносова
в эусской науке и культуре. Знакомство с жизнеописанием первооткрывателей
Сибири и других северных земель В. Беринга, A.И. Чирикова, С. П. Крашенинникова,
Г. Ф. Миллера; достижениями русских изобретателей - И. И. Ползунова, И. П.
Кулибина и др. Знакомство с творчеством крупнейших зодчих XVIII
века –B. Растрелли, В. И. Баженова, М. Ф. Козакова, их вклад в русскую и
мировую 1 архитектуру. Портретная живопись XVIIIвека Д. Г. Левицкого, В. Л.
Боровиковского, И. А. Аргунова и др.
2. «Я и Скаутинг».
Знакомство с историей первого скаутского отряда на
о. Браунси, скаутского движения в Англии, России. История возникновения Первого
русского патруля «Бобры». Знакомство с программой деятельности и основными
мероприятиями своей организации. Участие в социальных программах,
разработанных государственными органами или советом организации. Разработка и
осуществление проекта Добрых дел по месту жительства. Организация дискуссий о
значении Скаутского Обещания и Закона Скаутов в нашей жизни с ребятами.
3. «Я в скаутском лагере».
Принцип выбора места для лагеря и его оборудование:
туалет, место для умывания, для хранения продуктов. Способы заготовки и
хранения топлива для костра, хранение топлива сухим. Виды костров, предназначенные
для разных погодных условий и ситуаций. Предсказание погоды по различным
признакам. Участие в пеших походах и переходах. Способы шифровки сообщений.
Сигналы свистка. Компас и его устройство. Определение частей света по компасу,
деревьям и др. признакам. Азимут. Движение по азимуту. Знакомство с картой и
ее условными обозначениями.
4. «Я и мое здоровье».
Оказание первой медицинской помощи: при глубоких
порезах и рваных ранах, сильном кровотечении, ожогах паром или огнем средней
тяжести, попадании соринок в глаз, ухо, при тепловом и солнечных ударах,
обморожении и переохлаждении. Знакомство со способами переноски пострадавшего
человека вдвоем, вчетвером. Перевязка при травмах средней тяжести руки или
ноги. Участие в мероприятиях по профилактике наркомании среди подростков,
проведение бесед о вреде курения. Встречи со специалистами здравоохранения.
Участие в здоровьесберегающих программах.
5. «Я и природа».
Изучение биологических особенностей деревьев и
кустарников ближайшего природного окружения (не менее 10 видов)-Определение
лекарственных растений своей местности. Правила сбора, сушки и хранения.
Определение съедобных грибов, способы их обработки для приготовления блюд.
Составление гербариев наиболее распространенных растений местности. Определение
типичных насекомых данной местности. Охраняемые виды. Биологическая роль птиц в
природе. Знакомство с типичными видами птиц своей местности. Участие в
экологических акциях и программах.