Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Программа дополнительного образования «Ступени скаута». Часть 1
05.09.2010, 23:35
«Ступени Скаута»
Составительская
программа дополнительного образования
Для учащихся
5-9-х классов. Автор-составитель: Борзаков Д.В.
«СТУПЕНИ
СКАУТА»
(средний и старший школьный возраст)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Политическая
ситуация, многопартийность, утверждающиеся в общественной жизни нашей страны,
неминуемо привносят многообразие в детское и юношеское движение. В этих
условиях естественен возросший интерес к детским движениям, как существовавшим
в дореволюционной России, так и успешно развивающимся в настоящее время в
других странах. И в первую очередь внимание широкой общественности и педагогов
привлекает скаутское движение.
Общепризнанным
«отцом» Скаутинга является Роберт Стефен-сон Смит Баден Пауэлл.
Первая
попытка применения методики скаутинга в России была предпринята еще в 1906 г. вице-адмиралом И.
Бостремом в Севастополе.
Ознакомившись с только что
вышедшей книгой Баден Пауэлла «Бойскауты», он с двумя сыновьями и их гувернером
обошли летом весь Крым, живя по указаниям «отца скаутизма». Но в распространении
идеи скаутизма в России пальма первенства по праву принадлежит полковнику 1-го
Стрелкового полка О. И. Пантюхову. Позже в движении русских скаутов возникли
два основных направления. Одно преимущественное внимание уделяло военной
подготовке и воспитанию в духе патриотизма. Другое же ставило в центр своей
деятельности гуманистические идеалы, заботу о людях, о животных, об окружающей
среде. Лидером этого направления стал И. Н. Жуков. После гражданской войны в
рядах российских скаутов произошел раскол. О. И. Пантюхов и его единомышленники,
не принявшие революции и эмигрировавшие, продолжали свою деятельность за границей.
Другие частично влились в ряды пионеров. Долгое время официальная идеология и
педагогика клеймили «милитаристско-шовинистическую сущность скаутизма»
(Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм // Пед. соч. Т. 5. С. 25-60-И только в
последнее время отношение стало ощутимо меняться.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 16 млн
скаутов. Более 250 млн человек прошли через скаутские организации за время их
существования. Среди них многие выдающиеся деятели науки, литературы,
политические лидеры, преуспевающие бизнесмены. Эти цифры впечатляют, если
вспомнить, что скаутинг начинался с 20 мальчишек, собравшихся на острове
Браунси.
Пройдя
проверку временем, скаутская система выжила, и, развиваясь сегодня во всех сообществах, она
привлекает к себе людей всех возрастов. Любовь к игре, жажда нового,
приключения, романтика, возможность испытать себя, самостоятельность, свободное
выражение индивидуального духа, возможность взять на себя ответственность в
рамках своего возраста — характерны для подростков во всем мире.
«Скаутинг
— это братство, система, которая на практике пренебрегает различиями в
происхождении, вероисповедании, стране проживания, объединяет через недоступный
для описания дух, который окружает Скаутинг» (Лорд Баден Пауэлл).
Формирование
социально-адаптированной личности — одна из важнейших целей Скаутского
движения. Именно дети должны учиться умению преодолевать и разрешать конфликты
в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно
приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться
и саморазвиваться. Программа «Ступени Скаута» способствует решению проблем
социальной адаптации детей, предоставляя им новые возможности взаимодействия в
пространстве детской организации, развитии внутренней мотивации к личностному
прогрессу, осознанию субъектом ответственности за свое развитие.
При
разработке программы учитывались основополагающие документы Всемирной
Организации Скаутского Движения (Конституция Всемирной Организации Скаутского
Движения, Концепция духовного развития в Скаутинге, схема прогрессивного развития
Федерации Православных Скаутов), Конвенция ООН о правах Ребенка, Всемирная
декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятая в 1990
году, а также Программа прогрессивного развития национальной скаутской
организации. Особенностями программы «Ступени Скаута» являются:
- создание условий для
саморазвития творческой индивидуальности, способностей и умений, позволяющих
человеку преодолевать жизненные препятствия;
- общая направленность на
гармоническое развитие личности;
- непрерывность
учебно-воспитательного процесса;
- органичное слияние воспитания
и самовоспитания личности;
Актуальность
программы определяется не только содержанием вышеуказанных соглашений и
документов, но и воссозданием культурно-исторических корней. Все это и
определило наличие в программе форм, методов и подходов, которые призваны
обеспечить ребенка способами личной безопасности в современных условиях
познакомить его с примерами доброжелательного сосуществования с природой и
социумом, а также позволяющих активизировать процесс соприкосновения ребенка с
историко-культурной базой своей Родины.
Цель: воспитание потребности у детей к
самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию через создание условий
личностного роста каждого ребенка и формирование качеств патриота
и гражданина.
Реализация
цели достигается в процессе выполнения следующих
задач:
1. Обучение практическим приемам
поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной
безопасности.
2. Формирование духовно-нравственных
качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.
3. Овладение знаниями, лежащими
в основе физического и психического здоровья.
4. Формирование чувства гражданского
долга, дисциплинированности в поступках, патриотических чувств к своей Родине.
5. Развитие познавательных
потребностей.
6. Развитие двигательных
качеств (силы, ловкости) и моторных
способностей.
7. Формирование привычки к
здоровому образу жизни.
8. Воспитание гуманного
отношения к животным и природе.
9. Воспитание этической
культуры в быту, поведении, труде.
10. Воспитание активной
жизненной позиции.
Программа
«Ступени Скаута» направлена на поэтапное формирование интереса детей к
историческому наследию своей Родины и культуры, обеспечивает их эстетическое,
физическое, нравственное развитие. В процессе обучения дети вовлекаются в
игровую де деятельность,
с помощью которой осуществляется переход к серьезной творческой деятельности, в
которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся
человеческим
отношениям,
формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность,
верность.
Содержание программы основывается на современных
тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих педагогических
и фундаментальных принципах скаутского движения:
- целостности
— программа имеет стройную систему, в ней соблюдены единство обучения и
воспитания;
- культуросообразности
— основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры;
- романтики
и игры — игры-действия, игры-символы, коммуникативные игры, игры на природе.
Достижение эмоциональной близости, развитие прогностических функций, приобретение
социального опыта, развитие воображения, преодоление комплексов;
- долга
перед Родиной и другими — верность своей стране, терпимость, лояльность, сотрудничество,
взаимопонимание, целостность окружающего мира; перед собой — ответственность за
собственное развитие;
- деятельностного
подхода - любые знания приобретаются во
время активной деятельности.
Содержание программы «Ступени Скаута» ориентировано
на развитие личностно-смысловой сферы ребенка. Программа удовлетворяет
разносторонние потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок —
индивидуальность, поощряет молодого человека к саморазвитию, позволяя ему демонстрировать
свои знания инавыки.
Программа «Ступени Скаута» является планом
пошагового прогрессивного роста скаута посредством:
- участия
в мероприятиях, предполагающих игру, приобретение полезных умений и навыков,
общественно полезныйтруд;
- изучения
скаутских специальностей, совершенствования умений и навыков;
- совершенствования
умений и навыков здорового образа жизни;
- изучения
культурно-исторического наследия своей Родины;
- участия
в социально-значимых акциях и операциях;
- приобщения
к духовно-нравственным основам русского народа.
В программе предусматривается максимальное
приближение всей жизни скаутской организации к природе. И дело здесь не столько
в полезности свежего воздуха для растущего организма, сколько в том, что с
точки зрения основателей и лидеров скаутизма именно природа создает максимально
благоприятные условия для интеллектуального и нравственного становления
молодых людей, реализации творческих способностей, закалки воли, развития
самообладания, умения находить решения в сложных ситуациях.
Настоящая программа составлена для детей среднего
школьного возраста (11 —15 лет) и рассчитана на 3 года обучения. Занятия по
программе проводятся в малых группах 1 раз в неделю. Обычно группа состоит из
6—8 членов, это оптимальный вариант объединения детей. Скаутская группа всегда
имеет четкую структуру. Общепринятым названием малой группы является
«патруль».
Для участия в программе требуется осознанное желание
заниматься в Скаутской организации по ее законам и согласие родителей.
На 1-й ступени (1-й год обучения) ребенок
добровольно принимает обязательство, символически выраженное Скаутским Обещанием.
Получает начальные знания по истории Скаутинга, Российского государства.
Осмысливает такие понятия, как Бог, молитва, Родина, вера и другие, знакомится
с небесными покровителями русских скаутов. Получает первоначальные навыки жизни
на природе.
На 2-й ступени (2-й год обучения) происходит
углубленное изучение скаутских специальностей. Программой предусмотрено участие
детей в мероприятиях, организованных в скаутском отряде. После прохождения
очередного этапа, приобретя новые умения и навыки, скаут может брать на себя
большую ответственность в группе.
На 3-й ступени (3-й год обучения) скауты участвуют в
планировании и организации мероприятий, походов, лагерей. Составляют отчеты, очерки и книги по итогам работы.
Совершенствует свои умения и навыки по определенным разделам программы. Учатся
брать на себя ответственность, овладевать инициативой, доводить до конца
начатое дело. Основное содержание блоков в программе на 3-й ступени построено
на краеведческом материале.
Данные ступени характеризуются постепенным
усложнением деятельности, порождающей новые познавательные потребности ребенка,
которые в свою очередь стимулируют развитие интереса к деятельности. От
простого к сложному, от примитивного к утонченному. Материал ступеней выстроен
в логической последовательности и связан между собой. Новые знания по
программе прочно базируются на усвоенных детьми ранее.
Подведение итогов выполнения программы и оценка ее
результативности осуществляется по окончании определенного цикла (по годам
обучения). Обычной формой подведения итогов являются скаутские лагерные сборы,
соревнования. В ходе сборов осуществляется проверка скаутов, завершивших цикл
обучения, на предмет их соответствия требованиям ступени. Для учета индивидуальных
достижений существует хорошо разработанная система знаков отличия. Награды
(значки, нашивки и т. п.) вручаются как за овладение навыками определенной
ступени в целом, так и за отдельные конкретные умения. Закрепленный успех
мотивирует ребенка к дальнейшему росту. Кроме того, существенным является
промежуточный контроль в форме тестов, соревнований, наблюдений. Но важнейшим
положительным результатом программы могут быть только одухотворенные слова
детей, их чистые мысли и добрые поступки.
Ожидаемые
результаты
1-я ступень
1. В процессе
реализации программы ребенок узнает:
-историю
создания государственного флага и герба России;
- историю становления русского государства от
славянских имен до исторической роли княгини Ольги и князя Владимира,
Александра Невского и Дмитрия Донского;
- историю возникновения Скаутского движения в Англии
и России;
- символы, атрибуты и девиз Скаутской организации;
- основное снаряжение, необходимое в походе;
- виды топлива и способы разжигания костра;
- дорожные и лесные знаки;
- основы безопасного поведения в походе, на улице и
т. д.
- правила личной гигиены;
- медикаменты, необходимые для оказания первой
медицинской помощи;
- распространенные виды деревьев и кустарников своей
местности;
- распространенные лекарственные растения своей
местности.
2. Ребенок
научится:
- находить на карте расположение России;
- изготавливать эмблему патруля;
- укладывать рюкзак и палатку;
- разводить костер в сырую и сухую погоду;
- двигаться по пересеченной местности, ориентируясь
по лесным знакам;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- способам перевязки на пальце и руке;
- определять распространенные виды деревьев и
кустарников;
- определять лекарственные растения, пригодные для
приготовления фиточая.
2-я ступень
1. В процессе
реализации программы ребенок узнает:
- значение реформ Петра 1 для России;
- первооткрывателей XVIII века: В. Беринга, А. И.
Чирикова,
С. П. Крашенинникова, Т. Ф. Миллера и др.;
- роль М. В. Ломоносова в русской науке и культуре;
- основные изобретения И. И. Ползунова, И. П.
Кулибина;
- крупнейших зодчих XVIII века В. Растрелли, В. И.
Баженова, М. Ф. Казанова и их вклад в русскую архитектуру;
- выдающихся представителей художественного
творчества:
Д. Г.Левицкого, В. П. Боровиковского, И. Л. Аргунова и др.;
- историю первого отряда на о. Браунси;
- историю первого русского патруля «Бобры»;
- принцип выбора места для лагеря;
- способы хранения топлива;
- способы определения погоды по разным признакам;
- способы шифровки сообщений, сигналов;
- о медицинской помощи при глубоких порезах, ранах,
сильном кровотечении;
- типичных насекомых и птиц своей местности;
- охраняемые виды животных и растений.
2.Ребенок научится:
- готовить сообщения о жизни выдающихся людей;
- оборудовать места общего пользования;
- заготавливать топливо для костра;
- работать с картой и ее условными обозначениями, с
компасом;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном
ударах;
- перевязывать при травмах средней тяжести руки или
ноги;
- определять съедобные и ядовитые грибы;
- узнавать типичных птиц и насекомых своей
местности;
- правильно делать гербарий.
3-я ступень
1. В процессе
реализации программы ребенок узнает:
- историю Самарской области, ее основные этапы;
- историю Ставропольского района;
- природно-исторические места, требующие охраны;
- содержание Конституции Всемирной Организации
Скаутского Движения;
- принцип чтения топографических карт с помощью
легенды,
знаков и масштаба;
- первые симптомы и неотложную помощь при переломах
конечностей;
- основные понятия — экология (наука о доме),
глобальныеэкологические проблемы;
- экологические факторы, влияющие на здоровье
человека.
2. Ребенок
научится:
- готовить сообщение об истории области или района;