Портфолио – это уже не новое слово для российской
педагогики. Слово «портфолио» не склоняется, словарь допускает
использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио – это набор
материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной
деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и
предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Под портфолио обычно
понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств
достижений и прогрессав заданной области,
в случае учительского портфолио –в
профессиональной педагогической деятельности.
Портфолио является
методом «аутентичного оценивания», т. е. оценивания реальных достижений,
правдивого, объективного.
Основное преимущество
метода портфолио заключается в том, что, онявляется многофункциональным инструментом как оценивания, так и
самооценки собственных достижений.
Существенным аспектом
использования портфолио может стать уход от формального представления
определённого набора документов и сбалансированная презентация как
формализованных свидетельств достижений педагога, так и наглядных примеров,
продуктов его деятельности. Это усиливает практическую ориентацию экспертизы,
делает её прозрачной и содержательной.
Портфолио также
позволяет педагогу более широко и разнообразно презентировать свои достижения,
умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предметов
преподавания.
Существенным
становится перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль и
проектированием своей профессиональной траектории. Проект собственного
профессионального развития,имеет
долговременный характер, соответствующий современной идеологии обучения в
течение всей жизни, и результаты которого он представляет на рассмотрение
экспертов.
Портфолио в принципе
созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение
всей жизни, коротко говоря, «пожизненного» (longlife еducation) обучения.
Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса
профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать,
отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и
молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его
профессиональной квалификации.
Понятие
"портфолио" пришло из Западной Европы ХV–XVI вв. В эпоху
Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих
строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио".
Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о
профессиональных качествах претендента.
В
настоящее время в сфере бизнеса портфолио
применяется для показа достижений фирмы. а в сфере фотографов и фотомоделей –
как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в
середине 80-х годов в Соединённых Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI вв.
эта идея становится популярной во всём мире, в том числе и у нас, в России.
Портфолио
в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и
«лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с
итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
(Словарь иностранных слов)
Согласно
современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное
досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в
разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой,
методической, исследовательской.
Как в мировой, так и в отечественной практике
портфолио рассматривается и как средство педагогической диагностики,и как метод оценки профессионализма
педагогов. В последнем случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий
умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать
стратегию и тактику профессионального поведенияи предназначенный для
оценки уровня профессионализма работника.
Портфолио – одна из
наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога
на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему,
как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и
оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего
профессионализ ма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет.
Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение
учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в
педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит
такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
В зависимости от целей
создания портфолио бывают разных типов:
1) это п а п к ад о с т и ж е н и й, направленная на
повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты,
дипломы, сертификаты детей и пр.);
2) р е ф л е к с и в н
о еп о р т ф о л и о, раскрывающее
динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность
его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку
собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что
делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);
3) п р о б л е м н о -
и с с л е д о в а т е л ь с к и й, связанный с написанием реферата, научной
работы, подготовкой к выступлению на конференции;
4) т е м а т и ч е ск
и й, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;
5) м е т о д и ч е с к и й, в
котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме
педагога, и которые собраны или созданы им самим.