Это портфолио имеет
комбинированный тип. При его составлении использовались: 1) карта карьеры
учителя, 2) критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию
Президента Российской Федерации, 3) материалыиз Интернета, в частности
фестиваля "Открытый урок”, 4) критерии для проведения аттестации учителей
общеобразовательных школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы
учителей; 6) различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие
работы учащихся, фотографии. Это портфолио будет содержательным для учителей
имеющих педагогический стаж не менее 10 лет.
На первой странице
данного портфолио указываются фамилия, имя и отчество учителя, его должность,
категория, образование (ВУЗ, специальность по диплому), квалификация, общий
стаж работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка,
время последней аттестации и время заполнения портфолио.
Разделе
I.Статус учителя
Здесь могут
использоваться такие слова, как "учитель”, "эксперт”, "автор”, "участник”,
"член”, "соискатель”, "руководитель”, "выпускник”, "победитель”, "лауреат
премии”, "Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения
каждой ступени в профессиональном росте учителя. Здесь же помещается
уменьшенная копиядиплома об окончании
высшего учебного заведения с присвоением квалификации.
Раздел
II.Личная карта учителя
Указываютсяданныео месте работы
учителя,электронныйадрес образовательного учреждения, педагога.
Раздел
III. Профессиональная автобиография
Указываются должности и назначения,
"Самообразовательная карта учителя” : тема, план самообразования(не более 5 лет), цели и задачи
профессионального развития. В самообразовательной карте указываются источники
информации, которыми пользуется педагог.В него также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс,
включая изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку
программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и
распространение опыта работы учителя.
Раздел
IV. Награждения и поощрения
Составляются на основе записей в трудовой
книжке.
Раздел
V. Общественная деятельность
Например, членство в
профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения,
школьном экспертном и методических советах, в общественной организации учителей
предметников, в экспертной группе при районном/городском Комитете образования,
руководство школьным методическим объединением, наставничество, участие в
районных, краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных
конкурсах.
Раздел
VI. Результаты обучающей деятельности
Указываетсяуровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю
следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов,
собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование
(количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Желательно иметь
данные об успешной учёбе выпускников в ВУЗах,их достижения (участие в конкурсах и олимпиадах по вашему предмету).
С помощью
анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики определяем
рост мотивации к вашему предметуи
предпочитаемые виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных
творческих работ учащихся по данному предмету необходимо описать их количество
и качество, использование различных источников информации, включая
Интернет-технологии, а также соответствие этих работ определённым стандартам.
Раздел VII. Результатывнеурочной деятельности
К результатамвнеурочной деятельности учителя по предмету
могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном,
муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты
внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и
бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в ВУЗах, где учатся
ваши выпускники.
Раздел
VIII. Методическая работа
Современные образовательные технологии, используемые в
работе. Называя технологии, следует дать их краткую характеристику, как они
помогают вам организовать учебный процесс. Принципы и методы организации
учебного процесса, которые позволяют оптимизировать его. Описать
результативностьприменения авторских
разработок.
В этом же разделе
указывать эффективные приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке
иучебные средства для организации
деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный
материал, занимательный материал).
Раздел IX. Инновационная деятельность
Указать новинки, которые не применялись ранее
в вашей работе,позволившие вам
оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего результата.
Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы
участвует в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Могут быть
представлены разработаные и апробированые программы учителя.
Раздел X. Обобщение и распространение опыта
Перечислить
проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты
выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы курсовой
подготовки, публикации в профессиональных изданиях и материалы для методических
бюллетеней, созданные методические разработки и проекты. Результаты
анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума.
Раздел XI. Факты, достойные упоминания
Поместить то, что не подходит ни в один из
указанных разделов (известные имена ваших выпускников, работа в качестве
эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).
В Приложения могут
быть помещены следующие материалы:
1) а в т о б и о г р а
ф и я, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если
таковое было), способности к изучению данного предмета и желание изучать его
дальше;
2) п е д а г о г и ч е
с к а яф и л о с о ф и я – основные
подходы к обучению и воспитанию школьников;
3) м а т е р и а л
ыв ы с т у п л е н и йна педсоветах, семинарах, конференциях;
4) п у б л и к а ц и
и, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить
их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;
5) р а з р а б о т к и
уроков и внеклассных мероприятий,
п л а н ыпредметных неделей и декад, т
е м а т и ч е с к и еп о д б о р к и
материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или элективных курсов;
6) с п и с о кл и т е р а т у р ы из домашней библиотеки,
указывающий на профессиональные интересы учителя;
7) к а т а л о г
иик а р т о т е к и дидактических материалов (наглядных, раздаточных);
8) отдельные с п и с к
им а т е р и а л о в из кабинета (выписки
из паспорта);
9) к о п и ир е ц е н з и йна пособия, разработки, проекты;
10) к о п и ид о к у м е н т о в, удостоверяющих
прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения квалификации
и профессиональной переподготовки;
11) к о п и ид и п л о м о в, г р а м о т, с е р т и ф и к
а т о в, полученных учителем и его учениками;
12) о б р а з ц ыт в о р ч е с к и хр а б о ти проектов учащихся;
13) п о я с н е н и яу ч и т е л як составленному портфолио.