Конкурсный урок станет иллюстрацией того, как в
практической деятельности осуществляется все написанное. Участнику конкурса необходимо
тщательно продумать, как его урок впишется в систему его работы. Очень важно логически выстроить
все виды конкурсных испытаний: описание опыта –конкурсный урок – презентация опыта – самоанализ урока. При этом
следует избежать повторов как в описании опыта, так и в выступлениях перед
аудиторией.
Урок как самая центральная часть испытания требует от
конкурсанта большого напряжения.
Урок должен быть профессиональным. Важно, чтобы на
уроке звучала проблема, чтобыдети не
были посторонними.
Урок должен отражать заявленную концепцию и быть
иллюстрацией системы работы учителя, его научных позиций, педагогических
убеждений итехнологий.
Такой урок отличается и своим содержанием,
рассчитанным на незнакомых детей. Надо умело поставить цель, определить
задачи и подобрать нужные для их решения средства, что станет залогом
успешности учителя на конкурсном уроке. При этом очень важны такие качества
учителя, как способность к импровизации, умение слушать детей, удивляться, но
не давать увести себя в сторону; быть раскованным и сдержанным одновременно,
быстро ориентироваться в ситуации и уметь перестраиваться в соответствии с
реальным положением дел, держать себя в руках, управлять ситуацией.
При всем разнообразии учебных предметов и образовательных
областей для каждого учителя обязательно следующее:
- глубокое знание своего предмета (некорректное
оперирование научными понятиями, неточности, ведущие к искажению смысла,
оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);
- грамотное в соответствии с целями и задачами урока
использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;
- коммуникативные способности, актерское и ораторское
мастерство;
- умение достигать результата в любой ситуации при
любом уровне подготовленности детей (ссылка на незапланированный уровень
подготовленности детей некорректна).
Каждый предмет
имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования наиболее
выигрышных для него методов, приемов, форм. Очевидно, например, что уроки
физики, химии, биологии интересны и результативны, когда учащиеся включаются в
экспериментальную, исследовательскую работу. Учитель интересен детям, если он
сам владеет в совершенстве методикой демонстрационного эксперимента. И,
наверное, правильно, когда учитель музыки на уроке поет и играет на музыкальных
инструментах, а учитель литературы владеет художественным словом.
Самоанализ проводится непосредственно после конкурсного
урока. Он представляет собой разбор и оценку учебного занятия в целом и
отдельных его сторон.
Самоанализ урока
(занятия) как конкурсное мероприятие - это выступление педагога, проводившего
занятие, и его беседа с членами жюри (что предполагает ответы на вопросы,
которые служат для получения дополнительной информации о ходе и результатах
деятельности учителя и учащихся на уроке или воспитателя и детей на занятии, об
оценкеуспешности этой деятельности и
т.п.).
Это конкурсное задание
нацеливает педагогов на осмысление не только эффективности собственной
педагогической деятельности и деятельности детей на конкретном занятии, но и на
определенную «ревизию» своих профессионально-личностных качеств. Педагогам
могут предложить ответить на ряд вопросов, касающихся психологических
особенностей детей данного возраста, понятий и фактов, по поводу которых организовывалось
общение педагога и детей; оптимальности выбора параметров урока.
Конкурсант может высказать
свои соображения по поводу уровня подготовки детей, с которыми пришлось
работать, сравнить условия проведения конкурсного занятия с теми, в которых
работает педагог на своем рабочем месте, поделиться своими неиспользованными
находками (запасными методическими ходами), предусмотренными для того случая,
когда, к примеру, откажет аудиовидеотехника, ребенок растеряется и не даст
ожидаемого ответа.
В этом случае важно, как
говорят психологи, иметь «внутренний локус контроля», т.е. искать причины
эффективности (неэффективности) своей деятельности в своих действиях. Следует
помнить, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей и
другие «недостатки» аудитории некорректна.
Примерная схема самоанализа
1. Правильность и обоснованность цели
урока:
- Каким образом обозначены обучающие,
развивающие и воспитывающие функции урока?
- Учтены ли при
целевой установке урока:
•программные
требования;
•содержание
материала;
•необходимый
уровень знаний и умений учащихся;
•место урока в
системе уроков по данной теме;
•возможности
самого учителя.
- Состоялось ли и на каком уровне
принятие цели урока детьми, ее осознание и мотивация учебной деятельности?
2. Структура урока.
- Соответствует ли структура урока его
цели и типу?
- Целесообразно ли распределено время по
этапам урока?
- Насколько рационально использовано
оборудование кабинета?
- Оптимальный ли выбран темп ведения
урока?
- Обеспечена ли взаимосвязь этапов урока?
- Повлияла ли организация начала и конца
урока на его эффективность?
3. Содержание урока.
- Обеспечены ли научность и доступность
учебной информации?
- Как содержание
изучаемого материала связано с жизнью, с потребностями и интересами ученика?
Профессиональная направленность изучаемого материала.
- Что нового дал
данный урок? Какова проблемность и привлекательность получаемой учащимися
информации?
- Оптимален ли объем предложенного для
усвоения учащимися материала?
4. Методика обучения на каждом этапе.
- Какие использованы
методы, приемы и средства обучения и почему именно они?
- Как в ходе урока была организована
опора на предыдущие знания учащихся?
- Каков характер
упражнений и заданий (репродуктивный, конструктив-ный, творческий)? Обоснуйте
свой выбор.
- Какие использовались методы и приемы
для получения обратной связи?
- Какие использованы пути
формирования самостоятельного мышления, развития познавательных интересов
учащихся?
5. Деятельность
учащихся на уроке.
- Какова степень
активности и работоспособности учащихся на разных этапах урока?
- Проявился ли интерес
учащихся к содержанию или процессу деятельности на уроке?
- Какова культура
межличностных отношений на уроке?
6. Итоги урока, оценка
результативности.
- Какие приращения в
ЗУНах учащихся состоялись, соответствует ли это цели урока?
- Каков уровень достижения цели
(полностью, частично, не достигнута)?
- Что оказало положительное влияние на
достижение цели урока?
- Что препятствовало полному достижению
цели урока?
- Какова степень эстетического
воздействия урока на учащихся?
- Что нуждается в дополнительном изучении
на следующем уроке?
- Какова психологическая
атмосфера урока, заинтересованность всех участников урока, характер их общения?