Педагогическое эссе учителя русского языка и литературы
«Современное состояние российского образования»
Современное
состояние российского образования вызывает у меня опасение. И не только набившей оскомину фразой, что сегодняшнее
образование всё чаще выступает в роли «подопытного кролика»: ЕГЭ, ГИА, «к
начальной школе уже подбираются». Настораживает другой факт – стереотипность
мышления общества, как в отношении системы образования в целом, так и в
отношении нас - учителей в частности. Среднестатистическийпедагог - уже не воспринимается, как кладезь
знаний, как человек, который
поймёт и примет в любую минуту, поддержит, поможет советом. Первая
учительница –теперь не «вторая мама»,
да и школа – уже не «дом родной». Образ учителя поменялся координально и
полностью утерял свой авторитет. Где те фильмы (фильмы, а не сериалы),
художественные произведения, где раскрывался именно такой образ учителя?!
«Доживём до понедельника», с прогрессивным педагогом, способным идти на
компромисс и умеющим перестраиваться (именно перестраиваться, а не
подстраиваться!) в исполнении Вячеслава Тихонова? «Большая перемена», со
способным найти подход к любому ученику Нестором Петровичем? Да те же самые
«Джентльмены удачи», где показывается интересный педагогический приём в
исполнении «заведующего детским садом» Евгения Леонова? Эти персонажи влюбляли
в себя, а значит и в других – нехудожественных педагогов и их профессию миллионы
людей!
А
что теперь? А теперь люди, и дети в том числе, мыслят навязанными стереотипами, которые
созданы современными информационными средствами. На нас с Вами дети смотрят,
как на учителей из сериала
«Папины дочки», «Школа» или проекта «Наша Раша». В их сознании учитель – либо
старая «грымза», нагруженная тоннами непроверенных тетрадей и извечными
проблемой, где взять денег, либо «одухотворённый» филолог, по сравнению с
которым Жанна Агузарова является идеалом ясно мыслящего разумного человека, либо озабоченный
физрук, либо вечно нетрезвый трудовик, либо
взяточница или маразматичка. А максимум, что может освоить учитель изсовременных технологий – это электронные часы
и, в лучшем случае, калькулятор.
Некоторые могут сказать: «В чужом глазу
соринку увидел, а в своём бревно не замечает». «Замечаю, друзья мои, замечаю». Нет
дыма без огня. И именно поэтому стараюсь быть с компьютером на «ты», именно
поэтому и стал заместителем директора по воспитательной работе, чтобы и в
поход, и на сцену, и за стол «Брейн-ринга» сесть, и на футбольное поле в
товарищеском матче выйти. И хобби себе придумал – «участие в конкурсах», потому
как лучший пример – это ЛИЧНЫЙ пример. Участвуя в конкурсах профессионального
мастерства, побеждая, веду детей за собой, показывая, что «МЫ – не такие!». Я
не хвалю себя, я так поступал, поступаю и буду поступать, потому и прошу: «Не
надо грести всех под одну гребёнку!»
Однако
есть и друга сторона медали: Иркутская область (случай с издевательством над
пожилой учительницей), Омск (притон, открытый в здании школы), родной город
Тольятти (не хочу позорить)– бывает всякое…
Тут важно то, как после
всех этих «PR-акций» к нам относится общество. А относятся к нам по уже заданному сценарию,
забывая про элементарное уважение. Старинная русская поговорка гласит: «Что
посеешь, то и пожнешь». Зачастую современная школа пожинает не то, что
«посеяла» сама и даже не то, что заложено воспитанием в семье, нередко мы сталкиваемся
с тем, чему «учат» современное ТВ и Интеренет.