«Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского
языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных
технологий»
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
К. Ушинский
В последнее десятилетие особое значение
принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать
современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии.Но при введении инноваций нельзя отрываться от
традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая
теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт,
накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов.
Одной из значимых составляющих
Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация
образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение
современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать
информационно-коммуникационные технологии обучения.
В условиях интенсивного развития
инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни
страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием
возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и
внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. В
моем кабинете установлены и максимально эксплуатируется: проектор, ноутбук, аудиосистема,
персональные компьютеры, с 3 четверти 2010 года активно используется
веб-камера.
Современный школьник уже на начальной
ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального
компьютера, поэтому в основном звене
педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии,
развивая в ребёнкеумения работать с необходимыми в повседневной
жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ
на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию,
что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение
или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение
осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование
этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки
и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов),
повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного
труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность
школьников.
В этом я вижу актуальность моей
темы.
Профессор Герман Константинович Селевко в своей работе «Современные
образовательные технологии» предлагает создать информационно-коммуникационную
среду для реализации данного подхода в учебном процессе.
Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих
осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору,
обработке, транслированию, применению информации, а также информационное
взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств,
информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с
субъектом информационного общения и личностью.
В концепции стандартов общего
образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель
авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных
стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания
образования и использование новых технологий.
В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных
умений:
- самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную
информацию;
- работать в группе и принимать решения;
- использовать новые технологии информационные и
коммуникативные;
Существуют противоречия между
социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу
формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном
информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной
школе.
Поэтому назрела необходимость в новых
подходах к преподаваниюс целью
активизации учебной деятельностишкольников.
Выдвинутая мною гипотеза предполагает,
что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных
технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой,
практической деятельности школьников в образовательном процессе.
В условиях работы в общеобразовательной
школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали:
- Идея развивающего обучения. («Проблемы развивающего
обучения» Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Суть: Обучение по этой системе
значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения
школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям,
художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести
личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.)
- Идея практико-ориентированного подхода; («Деятельностно-компетентностный
подход к практико-ориентированному образованию». Ялалов Фарит Габтелович,
действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических
наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института. Суть:
Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для
российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными
дисциплинами технологической или социальной направленности. В основе
практико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального
образования и профессионально-прикладной подготовки)
- Идея использования новых информационных технологий; (Под
информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность
средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для
получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
(информационного продукта).
Целью этих технологий в образовании является усиление
интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также
гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение
качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Роберт Ирэна
Веньяминовна - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института информатизации образования Российской академии образования.)
Информатизацию образовательного
пространства школы я рассматриваю как:
-Оснащение кабинетов современной техникой (ноутбук, проектор,
интерактивная доска);
-Проведение уроков информатики;
-Проведение кружков и курсов, направленных на углубленное
изучение отдельных компьютерных программ («Pinnacle», «AdobePremierePro» и т.п.);
-Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах,
конференциях разных уровней;
Опираясь на теорию активизации учебной деятельности
школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе
информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко,
я обозначил основную цель описания моего педагогического опыта: создание
условий для активизации учебной деятельности школьников посредством
использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Для
достиженияпоставленной цели мною определены следующие задачи:
1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной
среды на уроках и во внеурочной деятельности;
3. Формировать учебную
мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (русский язык, литература);
4. Повышать уровень обученности
и качества знаний;
5. Совершенствовать
интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной
познавательной деятельности;
В целях активизации учебной
деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности
образовательного процесса и качества образования использую
информационно-коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения.
Новизна опыта заключается в создании
новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности
школьников, разработка моделей уроков с использованием
информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов,
методических рекомендаций.
Планируя урок с применением новых
информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в
соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения
информационных технологий в учебном процессе;
- уточняю, где и когда буду использовать информационные
технологии;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с
другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности своего
класса, характер объяснения новой информации;
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием
информационных технологий.
● I. Методика организации компьютерного практикума на уроках русского
языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с
наглядными пособиями, ученик в роли учителя;)
● II. Методика использования творческих заданий на уроках
литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint,MovieMaker (создание рекламных роликов,
презентаций, видеофильмов и т.д.)
● III. Методика
использования обучающе-контролирующих программ на уроках и
русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и
моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки литературы 9
класс» изд.дом «Равновесие», «Уроки литературы», «Уроки русского языка» изд.дом
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.) В обучающих программах,
таких как «Уроки литературы 9 класс» ученикам предоставляется возможность
дополнять, редактировать данный материал (я и сам это поощряю), чтоспособствует поиску ученикам новой
информации, получению навыков самообразования и делает процесс обучения
максимально увлекательным. С интересом ученики вставляют слова, буквы,
расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько
хорошо знают (или не знают) правила правописания.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные
возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо
организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов,
гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность
проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн», т.е. здесь и сейчас),
проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не
только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить
кругозор и углубить свои знания.
Я применяю программы для работы со всем
классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения.
Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который
выводится на экран. Дети делятся на группы, где работают совместно, а я ввожу
результат в компьютер.
Формы организации занятий с
использованием ИКТ:
Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие
задания, проекты, деловые игры, олимпиады, проведение предпрофильных
курсов«Медиапрограммы» и т.д.
Для контроля за уровнем знаний, умений и
навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической
деятельности школьников на уроках используюписьменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые
задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос,
викторины, самоконтроль.
Алгоритм проведения урока с применением
ИКТ:
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание
последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня
вопросов для изучения.
2. На
этапе актуализации знаний Мотивационно-познавательная деятельность
учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая
будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от
применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций,
графиков или диаграмм.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то,
что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего
материала. С помощью
различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание
прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной
работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала
наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее
полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и
информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые
дает учитель.
Уроки литературы – это разговор
особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого
иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео-
сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее
мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами
живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку,
попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством
какого-либо писателя.
На уроке, посвященном изучению
произведения К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» ученики имели возможность посмотреть
отрывки их мультфильмов, снятыхпо этой
сказке, причём один мультик был снят в 1973 году, а другой – в 2003, это
способствовало развитию у учеников умения сопоставлять, анализировать, делать
выводы. Также прозвучала музыкальная композиция Ю.Энтина «Дорогою добра», что
способствовало созданию положительного эмоционального настроя на уроке и было
напрямую связано с тематикой произведения.
Для увлеченных литературой учеников на
уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по
фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.
5. Систематизация и закрепление
материала.
На уроках закрепления изученного
материалаиспользование мультимедийного
проектора также значительно повышает интерес к предмету. С целью лучшего
запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного
материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Перед глазами детей яркая таблица с
правилом, например «И, Ы после приставок».
Компьютерное
тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания
путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют
вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика,
нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан
напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых,
множество тестов представлены в игровой форме (для 5 классов. При неправильном
ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание
головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику
вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе
вспыхнет салют) и максимально приближенной к ГИА (для 9-х классов. Что
позволяет ученикам менее эмоционально воспринимать итоговую аттестацию).
Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или
отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера.
Быстро, объективно, интересно...
Использование ИКТ позволяет
дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих
знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право
выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное
«отлично».
Следует отметить, что средние и даже
слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную
проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение
тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о
том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для
многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно.
Конечно, из вышесказанного не
следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ, вслепую доверяя
компьютерным программам,и все изложение
учебного материала перепоручить технике. При очевидных достоинствах, например
такого программного продукта как «Кирилл и Мефодий»,у него все же есть недостатки. Так,
некоторые темы ошибочно внесены в курс 5 кл., например,
«Сложносокращенные слова», «Правописание суффиксов имен прилагательных»,
«Четыре вида корней с чередованием». А вот тема «Глагол» отсутствует вовсе.
Таким образом, есть несоответствие учебной программе.
Из этого делаем вывод, что учитель
может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть
урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного
помощника.
Творческая активность и познавательные
способности детей развиваются в работе с проектором и экраном при иллюстрации
различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал
электронных энциклопедий , при демонстрации презентаций, видеороликов и
видеофильмов в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию
самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе MicrosoftOfficePowerPoint, MicrosoftOffice Раblisher, графическом редакторе Paint, - 5 классами, МovieMaker, Excel, Домашняя фотостудия 2.10 и т.п. – 9
классами,что в свою очередь развивает у
них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. При
работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо
легче и быстрее.
На уроках литературы использование
информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный
материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически
законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку
внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.
Доброго времени суток, Марина Александровна! Сейчас как раз работаю над статьей по поводу результативности! Надеюсь на выходных опубликую на суд широкой общественности!
Здравствуйте, Денис Владимирович! Интересно было бы узнать о результатах вашей системы работы, достигли ли вы поставленных целей, какие получили выводы? С уважением, коллега из г. Абакана