«Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живёт. Без творчества невозможно представить жизнь подростков».
В.А. Сухомлинский
- Ты опять не выполнил домашнее задание?
- Два!
- Куда ты повернулся? Родителей давно не вызывали?
- Так… иди к доске. Тебе - три, а тебе – четыре за дополнение.
- Откройте страницу 15. Новая тема…
- Что, записочки пишем? Выросла, конечно.
- На дом: страница 16, 1-2 задание.
- У кого есть вопросы? У вас никогда нет вопросов…
Вот вы, например, отдадите своего ребёнка в среднюю общеобразователь-ную школу, где обучают «всех и каждого» вот так? - Не хотите в такую школу? - Нет!!! А дети не хотят тем более. Но: замученные школьными делами (отчёты, планы, совещания, заседания, классное руководство…), заваленные семейными проблемами, вынужденные, ежедневно, в силу специфики своей работы, находить выход из самых нестандартных ситуаций, учителя приходят к такому или почти такому методу преподавания уроков. Какое уж там творчество, когда на самое элементарное не хватает ни сил, ни средств, ни, порой, желания… Педагоги успокаивают себя тем, что: «алчущий и жаждущий» пить из живого источника знаний – выпьет, «имеющий уши да слышит!» А не имеющий? А социальная справедливость? А человеческая любовь ко всем детям? Каждый учитель в силу своего жизненного и интеллектуального опыта сам отвечает на вопросы: - Чему учить? - Зачем учить? - Как учить? - Кого учить? Я ответил для себя на эти вопросы так: основная задача преподавания – убедить ребёнка учиться, чтобы он захотел получать знания. Надо уметь стимулировать учащихся к познанию. Если дети не усваивают материал, быстро его забывают, зачем тогда его преподавать? Это будет презентация знаний. Нужно сделать материал достоянием личного опыта ребёнка, научить применять его в новой ситуации, иногда нестандартной. Значит, надо развивать творческий потенциал ученика. Сделать это можно только в условиях любви к детям: осуждение подавляет творческое начало в ребёнке, а любовь, ласка, забота поощряют его творческую активность. Я считаю, что обучение в школе должно быть построено на естественном для ребёнка процессе творчества, процессе прохождения пути от собственной идеи до создания вещи, произведения искусства, научной гипотезы, собственной жизни, себя самого. Что я могу изменить в учениках? Не изменяю я, а открываю каждого для себя и для них самих через общение и на уроке, и вне урока. Свои уроки я стараюсь строить на творческом взаимодействии, тем самым, способствуя развитию потенциала личности, реализации открытий, которые не преподнесены всеведущим педагогом, а постигнуты самостоятельно. И именно благодаря этому, вокруг меня всегда много людей, которым нужен я и которые нужны мне, и каждый урок – это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. В процессе моего становления в роли учителя я определил для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день: Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод». Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями. Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда. Достичь этих целей мне помогают отдельные приёмы, активизирующие креативность учащихся, и специальные творческие уроки. Все они направлены на развитие у детей потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества. Учебный труд из каждодневной принудительной обязанности превращается в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую потребность в постоянном самообразовании. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои возможности, свои способности.
Я убежден, что нельзя идти на урок только со знанием какого-то правила или истории создания того или иного произведения. Это лишь материал, который может и должен способствовать раскрытию личности ребёнка. Я - учитель литературы. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза - любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я, маленькая частичка Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я — человек, учитель, друг, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть и честь.
|