Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 19:02

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
План-конспекты уроков [5]
План-конспекты открытых и обыкновенных уроков
Презентации [4]
Презентации уроков, созданные в программе "Power Point"
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учение с увлечением » План-конспекты уроков

Урок литературы по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
05.09.2010, 16:54

Тема:          Читаем сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели урока:

-  Расширить у учащихся представление о жанре «сказка»

- Заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом (урок-открытие)

 

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод

Приёмы: слово учителя

Метод творческого чтения

Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод

Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Оборудование:  текст сказки, карточки, проектор, ноутбук, аккустические колонки

 

Ход урока:

1.    Оргмомент

– Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Д.В. Рад вас видеть, наслышан  уже как активно вы проявляли себя на прошлых уроках, надеюсь, вы и сегодня будете такими, а самые активные получат хорошие оценки. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказкой  Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб».

Ребята, а кто мне может сказать, что такое сказка?

А как вы думаете: сказка – это серьёзный жанр или нет?

А надо ли сказки изучать в школе?

А взрослые читают сказки?

Фильм «аватар» - это сказка?

А ваши родители смотрели «аватар»?

Так что же такое сказка?

Спасибо за ваши мнения. Вы сказали, что сказка-это серьезный жанр литературы, потому что в них поднимаются серьёзные проблемы и рассказываются варианты их решения.

Скажите, а какие темы могут подниматься в сказке?

 

(Тема любви, отношения к старшим, тема борьбы…добра со злом)

 

(Ответы учеников: сказка  - это вымышленная история со счастливым концом и обязательно победой добра над злом)

 

«Спешите делать добро» именно так однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов, которому в этом году, кстати, исполняется 150 со дня рождения. Именно эта фраза и будет эпиграфом к нашему уроку.

(слайд)

А тема нашего урока будет звучать, как?

 

 

Правильно «Знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»

(слайд с темой)

Читая эту сказку, мы попытаемся  найти ключик,  который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом. Автор этого произведения, как я уже говорил, К.Г.Паустовский. Скажите, а какие произведения этого писателя вы уже читали?

(Дети отвечают)

2.     Что ж, я рад, что этот автор вам уже знаком.

(слайд)

         Константин Георгиевич Паустовский прожил долгую, увлекательную, трудную, но интересную жизнь. Многие факты из его биографии послужили сюжетом для создания произведений.

 

(слайд)

 

3.     Сегодня мы начнём читать сказку  Паустовского «Тёплый хлеб».  Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра. Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка.

 

4.     Чтение сказки. «Когда кавалеристы проходили…» до слов «…пострадал от врага»

- О чём вы узнали, прочитав эту часть сказки?

 

(Ответы: Эта часть сказки – введение – знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали главному событию)

 

- А сейчас давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Тёплый хлеб», познакомимся с главным  героем  и выясним наше к нему отношение. Прослушивание со слов «Жил в Бережках» до слов: «Да, ну тебя! Надоела!»

 

- Ну как вам мальчик, понравился? Почему? Каким вы его увидели?

 

(Ответы: Ничего приятного, угрюмый, неласковый)

 

- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?

А где его родители? Почему они только вдвоём?

 

(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).

 

-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. Итак, пожалуйста, кому жалко? Прошу встать. Кому не жалко, тоже попрошу встать. А теперь вам необходимо каждому оказать свою точку зрения. Только попрошу вас:

1. Уважать собеседника и его мнение

2. Не перебивать друг друга

3.

Итак, пожалуйста!

 

(Ответы: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)

 

- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки»

- Какое настроение у вас вызвал пейзаж?

 

(Ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

 

- Ребята, а давайте посмотрим в окно. Скажите, что вы там видите? Зиму? А она похожа на зиму в сказке? В сказках очень часто природа выступает в роли одушёвленного предмета. Природа думает, злится, улыбается. Как вы думаете, а какое настроение у природы, которая сейчас за окном? Правильно спокойное, как и в сказке. Но тут происходит в сказке происходит нечто, что заставляет природу поменять настроение!

 

- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках.

Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!»

- Что же произошло?

 

(Подвести детей к выводу: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня,  который жил-то милосердием добрых людей)

 

-Итак, Филька совершил злой поступок, и что же произошло дальше? Как изменилось настроение природы! Давайте посмотрим на экран!

 

(2 мультик)

 

 

6. Итог урока

 – Итак, мы остановились с вами на жестоком поступке! Филька обидел раненого коня, совершил зло! Но, это же сказка, а в каждой сказке добро побеждает зло. Забегая вперёд, скажу, что и в этой сказке так произошло. Однако, как именно развивались события, это вы должны будете узнать сами.

Домашнее задание будет состоять из двух частей. Первое: закончите чтение сказки дома, а второе задание будет творческое: после прочтения сказки нарисуйте на альбомном листе СЕРДЦЕ Фильки. Каким вы себе его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка. 

    А закончить наш урок я хочу вот этой замечательной ДОБРОЙ песенкой.

 

(Звучит песня  «Дорогою добра»)

 

       Я благодарю вас за урок.  Идите…идите дорогою добра!

 

Категория: План-конспекты уроков | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 23109 | Загрузок: 0 | Комментарии: 16 | Рейтинг: 4.1/9
Всего комментариев: 3
3 Ляман  
0
Спосибо большое !!!!!!!!!!!!!

2 Альбина  
0
А мне нужен план,а здесь нету плана!!!Хнык____Хнык___Хнык___!!!

1 обои  
0
КА4ЦУПКП

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz