План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе
05.09.2010, 17:24
План-конспект урока по русскому
языку в 5-м классе. Тема: "Правописание приставок. Закрепление изученного
материала"
Тип урока: Урок закрепления знаний
Форма урока: Урок-игра
Цели урока:
·Образовательная: Обобщать и
систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.
·Развивающая: Развивать устную и
письменную речь, расширять словарный запас учащихся.
·Воспитывающая: Воспитывать интерес к
предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы.
Формировать ключевые компетентности.
Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для
проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие "Это
интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и "цветного
диктанта”
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
- Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на
скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я люблю учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
У меня сегодня всё
получится.
Я начинаю учиться.
(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы,
которые проговаривает учитель)
II.Сообщение темы и целей урока
- Ребята, любите ли вы сказки? (Да)
- Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).
- А я очень люблю сказку "Три поросёнка”, потому что в ней дружба и
взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы
тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный
материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок
пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно
выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить
строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу
второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая
команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.
III.Закрепление изученного материала
1.Индивидуальная
работа по карточкам (2 человека)
Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью
приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.
Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.
Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания,
объясни выбор буквы и знака препинания.
·Р…списываться в документе нужно четко.
·Р…спись это живопись на стенах и потолках.
2.Орфографическая
"пятиминутка”
- Посмотрите на слова. Какая орфограмма "спряталась” в этих словах?
(Корни с чередующимися согласными А-О)
1
2
3
К_САТЕЛЬНАЯ
а
а
о
Р_СТЕНИЯ
а
а
о
КЛ_НЯТЬСЯ
о
а
о
Р_СТОК
о
о
о
ОТР_СЛЬ
о
а
а
ПРИК_СНОВЕНИЕ
а
о
о
- Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны
верно. (2). - Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила
написания гласных в корнях). - Почему в слове "росток” пишется буква "О”? (Слово-исключение). - Какую букву следует написать в слове "отрасль”? (А). - Почему? (Слово-исключение). - Сформулируйте орфограмму "Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В
корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует
писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).
- Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.
3.Игра
"Найди лишнее”
- Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить
пропущенные буквы и найти лишнее слово.
НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ
- Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С). - Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий). - Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки). - Сформулируйте орфограмму "Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова
начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень
начинается с глухого согласного - С)
- Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.
- Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем
работу.
4.Индивидуальная
работа по карточке. Осложненное списывание
Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные
знаки препинания.
(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.
(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя
знаки препинания)
5.Работа
с текстом. Комментированное письмо
- Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…
Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль.
Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все
и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.
- Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из
учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог”)
6.Индивидуальная
работа с толковым словарем
(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова
"археолог”)
7.Проверка
индивидуальной работы по карточке
- Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?
(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор,
учитель оценивает работу)
8.Работа
над орфограммой "Буквы З-С в приставках”
- Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог
– специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру
древних народов по сохранившимся древним памятникам)
- Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики
формулируют правила написания букв З-С в приставках)
- Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью:
"ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”
·Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.
·Отколе – устаревшее наречие "откуда”.
·А что такое "сде”? Что мы знаем о написании
этого слова в современном языке? (Это слово "здесь”, в нем пишется буква З)
9.Этимологическая
страничка
- О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О
весне.) - А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.) - С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая
приставка ПА-, она обозначает "побочность”, "дополнительность”. В русском языке
это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд
"Почемучка” и вы узнаете много интересного.
(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним,
комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое
внеурочное время.)
10.Лингвистическая
физминутка
- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а
лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой
"Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно
написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными
учителем условии.)
- Прошу занять свои места. Сформулируйте орфограмму "Буквы Ы-И после
приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)
11. " Цветной диктант”
- Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем "цветной
диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные
секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то
закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.
Приземлиться
Прекрасный
Преградить
Приуралье
Приостановить
Преинтересная
Прервать
Пристроить.
- Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки
совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый
рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)
12.Работа
в группах
(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более
сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)
1 группа. Творческий диктант
- Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом,
выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.
У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый
характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена
семьи, все к нему очень …вязались.
(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу
приставки ПРЕ-ПРИ.)
2 группа. Перфокарта
- Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.
№
з
с
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
6
+
7
+
8
+
Издавать звуки
Восстановить текст
Ручей иссох
Иззябнуть на холоде
Беззвучный смех
К бескрайнему морю
Вскарабкаться на гору
Водопад низвергается
(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и
раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики
ставят любой знак.)
- Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте
орфограмму "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”
(Несколько человек повторяют правило.)
13.Проверка
работы 1 группы
- Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните
выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание
приставок.)
V.Итог урока.
- Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз.
(Ребята проговаривают правила написания приставок.) - Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)
- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также
получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю.
Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.
VI.Домашнее задание.
Индивидуальные карточки на правописание приставок.
Прозвенел наш дружок,
Голосистый наш звонок,
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.