Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 14:16

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
План-конспекты уроков [5]
План-конспекты открытых и обыкновенных уроков
Презентации [4]
Презентации уроков, созданные в программе "Power Point"
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Учение с увлечением » План-конспекты уроков

Элементы план-конспекта урока "Приставки пре- и при-"
07.07.2010, 01:00
Цели урока
1. Повторить ранее изученный материал о правописании приставок; 2. Познакомить с правилом написания гласных в приставках при- и пре-.
3. Выработать способ определения написания гласных в приставках при- и пре-. 4. Повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
5. Различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
3. Развивать умение анализировать, обобщать, делать вывод, работать в сотрудничестве. (на доске 3 столбика - для каждого ряда свой) (выполняют в тетрадях и по одному человеку с ряда у доски) Избежать, бесшумный, пришкольный, рассмешить

Безбилетный, премудрая, бесстрашный, исписать

Безоблачный, прибить, разжигать, испытать Задание для каждого ряда. Разобрать все слова по составу, найти в каждой строчке четвертое лишнее слово.
− Скажите, а что общего у трёх слов из каждого столбика? (правописание приставки в них можно проверить правилом ЕСЛИ КОРЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ НА ГЛУХУЮ СОГЛАСНУЮ, ТО В ПРИСТАВКЕ НА КОНЦЕ ПИШЕМ «С», ЕСЛИ КОРЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ НА ЗВОНКУЮ СОГЛАСНУЮ ИЛИ НА ГЛАСНУЮ, ТО В ПРИСТАВКЕ НА КОНЦЕ ПИШЕМ «З» ) - А почему другие слова оказались «лишними» в каждой строке?
(Они не относятся к приставкам, написание буквы в которой зависит от того, на какую букву начинается корень, если на звонкую или гласную, то в приставке пишем «з», если на глухую - «с» )
− Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах?

− Давайте сформулируем и запишем тему урока.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ
(Слайд 1)
− Вы уже хорошо усвоили правописание приставок со звонкой и глухой согласной на конце. А вот правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- этим правилом проверить нельзя! В каких случаях мы будем писать приставку «при-», а в каких «пре-»? На этот вопрос мы и постараемся ответить на сегодняшнем уроке. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. (листочки зелёного цвета). Хочу обратить ваше внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова (демонстрация словаря) на слова с приставками «пре-» и «при-» отведено 8 страниц, а это значит… Как вы думаете, что это значит? (Это значит, что такие слова часто встречаются в нашей речи) Итак, когда пишется приставка «пре». Давайте вместе ответим на этот вопрос (вспомним). Послушайте сказку. Лингвистическая сказка Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая - …премудрая (правильно!). - Итак, давайте сделаем вывод: Как вы думаете, в каких случаях пишется приставка «пре»? (Когда у слова подразумевается значение «очень») - Правильно! (слайд 2) - Давайте в ваших схемах (на зелёных листочках) так и запишем. В левую колонку примеры слов с приставкой пре, в правую записываем значение, которое здесь подразумевается. А теперь подошло время для самостоятельной работы. Послушайте, пожалуйста, внимательно, что вам нужно сделать. Вам сейчас необходимо объединиться в группы по 4 человека. У каждой группы есть продолжение этой сказки. Вы самостоятельно читаете сказку и делаете вывод, в каких ещё случаях пишется приставка «Пре-» и «при-». Выводы записываем в саму сказку, в зелёных листочках со схемами пока не работаем. продолжение сказки. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить. Вывод:
1. В каком случае пишется приставка «пре - »
(Слайд 2. Сначала ученики называют приставку и значение, затем, если они названы верно, сказанное проецируется на экран)
Премудрый ПредобрыйОчень
Прервать (перервать) Преградить (перегородить)
Пере
продолжение сказки. Приставка при- - была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе лишнего Не ляжет, а приляжет,
Не сядет, а присядет,
Не откроет, а приоткроет. - Ребята, давайте сделаем вывод, в каких случаях пишется приставка «при-». Но, вывод покажите жестом с помощью ладоней, как она всё делала (Она все делает " чуть-чуть”, не до конца – неполнота действия) - Молодцы, давайте запишем это в ваши карточки. (3 слайд) ПреЗначениеПриЗначение
1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия
2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере

- Сказка на этом заканчивается, но мы разобрали ещё не все случаи написания приставки «ПРИ-», у нас осталось незаполненными ещё сколько колонок? (Три) - Обратите внимание, на ваших столах лежат оранжевые листочки. На них отрывки из работ шестиклассников, где ребята как раз рассказывают о других условиях написания приставки «ПРИ-». Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками «при» и также сделать вывод, в каких ещё случаях пишется данная приставка. После этого сравним наши мнения. Выводы записываем в оранжевых листочках. Зелёные листки со схемами пока не трогаем. (Работа в группах, группы объединяются по рядам. Работая с материалом каточек, ученики находят с лова с приставкой «при-» и делают вывод о причинах написания. Формулирование правила: обсуждение в группах, формулировка вслух одним из участников группы, уточнение, дополнение представителями других групп. В результате работы формируется запись в карточках и на доске) Карточка № 1 (для первой группы) Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем-совсем маленький. Катя У. 3 класс (4 слайд) ПреЗначениеПриЗначение
1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия
2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере2. Пришкольный ПривокзальныйБлизость


Карточка № 2 (для второй группы) Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят: «пришёл», а конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок - вообще прикатился. Почему не наоборот? Леша Б. 2 класс
(5 слайд) ПреЗначениеПриЗначение
1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия
2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере2. Пришкольный ПривокзальныйБлизость
3. Приехать Прискакать ПриплытьПриближение

Карточка № 3 (для второй группы)
Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – доски прибивать, шурупы прикручивать и даже обои приклеивать. Ваня Ф. 5 класс (6 слайд) ПреЗначениеПриЗначение
1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия
2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере2. Пришкольный ПривокзальныйБлизость
3. Приехать Прискакать ПриплытьПриближение
4. Приклеить ПришитьПрисоединение
- Молодцы, справились с заданием. Сказку дописали. (Закрепление полученных знаний. Ученики работают в тетрадях, также задание проецируется на экран) (слайд 7)
1 вариант Пр_скакать
Пр_катить
Пр_бить Пр_каз
Пр_делать
Пр_брежный
Пр_увеличить
Пр_неприятный Пр_зидент 2 вариант Пр_вокзальная
Пр_возносить Пр_вычка
Пр_соединить
Пр_бежать Пр_мьер
Пр_крыть
Пр_спокойный
Пр_одолеть


(слайд 8 – с правильными ответами)
1 вариант ПрИскакать
ПрИкатить
ПрИбить ПрИказ
ПрИделать
ПрИбрежный
ПрЕувеличить
ПрЕнеприятный ПрЕзидент 2 вариант ПрИвокзальная
ПрЕвозносить ПрИвычка
ПрИсоединить
ПрИбежать ПрЕмьер
ПрИкрыть
ПрЕспокойный
ПрЕодолеть
- Ребята, а с какой трудностью вы столкнулись при выполнении этого задания? (ученики должны сделать вывод, что в некоторых словах написание «пре-» и «при-» - нельзя проверить – это словарные слова и надо их запомнить)
Задание №2 (устно, если останется время)
Замените выражение одним словом с приставкой - пре или - при Лечь ненадолго (прилечь). очень добрый – предобрый,
Сесть на краешек (присесть). очень скверный − прескверный,
Заболеть не сильно (приболеть).
Нарушитель закона (преступник).
Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться).
Идти по следам кого-либо (преследовать). Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим … (пригорел) очень хорошенький − прехорошенький. Построить преграду на дороге (перегородить)
Проветривая комнату, вы немного открыли окно, по-другому (приоткрыли) Космический корабль на землю…(приземлился) А на луну космический корабль…(прилунился) А давайте пофантазируем. А на Плутон космический корабль что сделал? (приплутонился!) А на Марс? А на Венеру? Приближение круглого предмета.(прикатился) поселок при городе − (пригородный) канаву при дороге − (придорожная) Дмитрий Анатольевич Медведев (Президент)
Итог урока
Какой вопрос мы поставили в начале урока?
Отчего всё-таки зависит написание приставки? (Что слово обозначает! от лексического значения) (слайд 9)

Какие трудности возникали?
Разобрались ли в течение урока?
У кого остались вопросы? Какие? (Помощь класса и учителя) - частичная рефлексия.
Домашнее задание. Используя слова с приставками пре- и при- составить рассказ, в котором необходимо описать какой-нибудь невероятный, фантастический случай, произошедший с вами и уместить этот рассказ в одно предложение, пусть даже очень длинное.
Вот послушайте для примера рассказ, который я сам сочинил. Однажды вечером, мой предобрый друг, прилетел ко мне в пригородный посёлок на прекрасном космическом корабле, напичканном премудрой электроникой и преумными программам, которые автоматически могли приземлить, прилунить, примарсианить и даже присатурнить наш космический челнок, а внутри него даже были приклеены обои и прибитыми к обшивке картинами, глядя на который я преободрился и с удовольствием принялся бороздить просторы вселенной.
Категория: План-конспекты уроков | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 15706 | Загрузок: 0 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 3.2/6
Всего комментариев: 10
10 Biomajeorruro  
0
Вау, прикольно

9 falkPoulk  
0
Этот пост — одно из редких исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо автору. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

8 Obuv  
0
Огромное человеческое спасбо!

7 Liska  
0
Благодарю за статью

6 vipgod  
0
Отличная статья, мне нравиться, достойнно.

5 f  
0
jsfsdfsdagw gdgssg

4 dragon  
0
прИободриться
После "однажды вечером" запятая не ставится
Подлежащее и сказуемое здесь* не разделяются! Грубая ошибка!

и прибитЫ (иначе грам. ошибка) к обшивке картинЫ, ....на которыЕ я прИободрился

Что же с нашей грамотностью-то?


3 Белла Свон  
0
ну я же просила буквы зис в приставке само правило я знаю мне надо слова искл

2 полина  
0
фантастический рассказ с приставками ПРИ- ПРЕ-

1 наташа  
0
РАСКАЗ О ПРИСТАВКАХ ПРЕ ПРИ

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz