Цели урока 1. Повторить ранее изученный материал о правописании приставок; 2. Познакомить с правилом написания гласных в приставках при- и пре-. 3. Выработать способ определения написания гласных в приставках при- и пре-. 4. Повторить ранее изученный материал о правописании приставок; 5. Различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; 3. Развивать умение анализировать, обобщать, делать вывод, работать в сотрудничестве. (на доске 3 столбика - для каждого ряда свой) (выполняют в тетрадях и по одному человеку с ряда у доски) Избежать, бесшумный, пришкольный, рассмешить
Безбилетный, премудрая, бесстрашный, исписать
Безоблачный, прибить, разжигать, испытать Задание для каждого ряда. Разобрать все слова по составу, найти в каждой строчке четвертое лишнее слово. − Скажите, а что общего у трёх слов из каждого столбика? (правописание приставки в них можно проверить правилом ЕСЛИ КОРЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ НА ГЛУХУЮ СОГЛАСНУЮ, ТО В ПРИСТАВКЕ НА КОНЦЕ ПИШЕМ «С», ЕСЛИ КОРЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ НА ЗВОНКУЮ СОГЛАСНУЮ ИЛИ НА ГЛАСНУЮ, ТО В ПРИСТАВКЕ НА КОНЦЕ ПИШЕМ «З» ) - А почему другие слова оказались «лишними» в каждой строке? (Они не относятся к приставкам, написание буквы в которой зависит от того, на какую букву начинается корень, если на звонкую или гласную, то в приставке пишем «з», если на глухую - «с» ) − Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах?
− Давайте сформулируем и запишем тему урока.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ
(Слайд 1)
− Вы уже хорошо усвоили правописание приставок со звонкой и глухой согласной на конце. А вот правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- этим правилом проверить нельзя! В каких случаях мы будем писать приставку «при-», а в каких «пре-»? На этот вопрос мы и постараемся ответить на сегодняшнем уроке. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. (листочки зелёного цвета). Хочу обратить ваше внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова (демонстрация словаря) на слова с приставками «пре-» и «при-» отведено 8 страниц, а это значит… Как вы думаете, что это значит? (Это значит, что такие слова часто встречаются в нашей речи) Итак, когда пишется приставка «пре». Давайте вместе ответим на этот вопрос (вспомним). Послушайте сказку. Лингвистическая сказка Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая - …премудрая (правильно!). - Итак, давайте сделаем вывод: Как вы думаете, в каких случаях пишется приставка «пре»? (Когда у слова подразумевается значение «очень») - Правильно! (слайд 2) - Давайте в ваших схемах (на зелёных листочках) так и запишем. В левую колонку примеры слов с приставкой пре, в правую записываем значение, которое здесь подразумевается. А теперь подошло время для самостоятельной работы. Послушайте, пожалуйста, внимательно, что вам нужно сделать. Вам сейчас необходимо объединиться в группы по 4 человека. У каждой группы есть продолжение этой сказки. Вы самостоятельно читаете сказку и делаете вывод, в каких ещё случаях пишется приставка «Пре-» и «при-». Выводы записываем в саму сказку, в зелёных листочках со схемами пока не работаем. продолжение сказки. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить. Вывод: 1. В каком случае пишется приставка «пре - »
(Слайд 2. Сначала ученики называют приставку и значение, затем, если они названы верно, сказанное проецируется на экран) Премудрый ПредобрыйОчень Прервать (перервать) Преградить (перегородить)
Пере продолжение сказки. Приставка при- - была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе лишнего Не ляжет, а приляжет, Не сядет, а присядет, Не откроет, а приоткроет. - Ребята, давайте сделаем вывод, в каких случаях пишется приставка «при-». Но, вывод покажите жестом с помощью ладоней, как она всё делала (Она все делает " чуть-чуть”, не до конца – неполнота действия) - Молодцы, давайте запишем это в ваши карточки. (3 слайд) ПреЗначениеПриЗначение 1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия 2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере
- Сказка на этом заканчивается, но мы разобрали ещё не все случаи написания приставки «ПРИ-», у нас осталось незаполненными ещё сколько колонок? (Три) - Обратите внимание, на ваших столах лежат оранжевые листочки. На них отрывки из работ шестиклассников, где ребята как раз рассказывают о других условиях написания приставки «ПРИ-». Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками «при» и также сделать вывод, в каких ещё случаях пишется данная приставка. После этого сравним наши мнения. Выводы записываем в оранжевых листочках. Зелёные листки со схемами пока не трогаем. (Работа в группах, группы объединяются по рядам. Работая с материалом каточек, ученики находят с лова с приставкой «при-» и делают вывод о причинах написания. Формулирование правила: обсуждение в группах, формулировка вслух одним из участников группы, уточнение, дополнение представителями других групп. В результате работы формируется запись в карточках и на доске) Карточка № 1 (для первой группы) Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем-совсем маленький. Катя У. 3 класс (4 слайд) ПреЗначениеПриЗначение 1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия 2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере2. Пришкольный ПривокзальныйБлизость
Карточка № 2 (для второй группы) Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят: «пришёл», а конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок - вообще прикатился. Почему не наоборот? Леша Б. 2 класс (5 слайд) ПреЗначениеПриЗначение 1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия 2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере2. Пришкольный ПривокзальныйБлизость 3. Приехать Прискакать ПриплытьПриближение
Карточка № 3 (для второй группы) Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – доски прибивать, шурупы прикручивать и даже обои приклеивать. Ваня Ф. 5 класс (6 слайд) ПреЗначениеПриЗначение 1. Премудрый ПредобрыйОчень1. Присесть Приоткрыть Неполнота действия 2. Прервать (перервать) Преградить (перегородить)Пере2. Пришкольный ПривокзальныйБлизость 3. Приехать Прискакать ПриплытьПриближение 4. Приклеить ПришитьПрисоединение - Молодцы, справились с заданием. Сказку дописали. (Закрепление полученных знаний. Ученики работают в тетрадях, также задание проецируется на экран) (слайд 7) 1 вариант Пр_скакать Пр_катить Пр_бить Пр_каз Пр_делать Пр_брежный Пр_увеличить Пр_неприятный Пр_зидент 2 вариант Пр_вокзальная Пр_возносить Пр_вычка Пр_соединить Пр_бежать Пр_мьер Пр_крыть Пр_спокойный Пр_одолеть
(слайд 8 – с правильными ответами) 1 вариант ПрИскакать ПрИкатить ПрИбить ПрИказ ПрИделать ПрИбрежный ПрЕувеличить ПрЕнеприятный ПрЕзидент 2 вариант ПрИвокзальная ПрЕвозносить ПрИвычка ПрИсоединить ПрИбежать ПрЕмьер ПрИкрыть ПрЕспокойный ПрЕодолеть - Ребята, а с какой трудностью вы столкнулись при выполнении этого задания? (ученики должны сделать вывод, что в некоторых словах написание «пре-» и «при-» - нельзя проверить – это словарные слова и надо их запомнить) Задание №2 (устно, если останется время) Замените выражение одним словом с приставкой - пре или - при Лечь ненадолго (прилечь). очень добрый – предобрый, Сесть на краешек (присесть). очень скверный − прескверный, Заболеть не сильно (приболеть). Нарушитель закона (преступник). Подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться). Идти по следам кого-либо (преследовать). Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим … (пригорел) очень хорошенький − прехорошенький. Построить преграду на дороге (перегородить) Проветривая комнату, вы немного открыли окно, по-другому (приоткрыли) Космический корабль на землю…(приземлился) А на луну космический корабль…(прилунился) А давайте пофантазируем. А на Плутон космический корабль что сделал? (приплутонился!) А на Марс? А на Венеру? Приближение круглого предмета.(прикатился) поселок при городе − (пригородный) канаву при дороге − (придорожная) Дмитрий Анатольевич Медведев (Президент) Итог урока Какой вопрос мы поставили в начале урока? Отчего всё-таки зависит написание приставки? (Что слово обозначает! от лексического значения) (слайд 9)
Какие трудности возникали? Разобрались ли в течение урока? У кого остались вопросы? Какие? (Помощь класса и учителя) - частичная рефлексия. Домашнее задание. Используя слова с приставками пре- и при- составить рассказ, в котором необходимо описать какой-нибудь невероятный, фантастический случай, произошедший с вами и уместить этот рассказ в одно предложение, пусть даже очень длинное. Вот послушайте для примера рассказ, который я сам сочинил. Однажды вечером, мой предобрый друг, прилетел ко мне в пригородный посёлок на прекрасном космическом корабле, напичканном премудрой электроникой и преумными программам, которые автоматически могли приземлить, прилунить, примарсианить и даже присатурнить наш космический челнок, а внутри него даже были приклеены обои и прибитыми к обшивке картинами, глядя на который я преободрился и с удовольствием принялся бороздить просторы вселенной.
|