Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 22:45

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии массовых мероприятий [10]
Сценарии мероприятий школьного, районного и областного масштабов
Сценарии тематических выступлений [1]
Сценарии КВН, представлений по профилактике ЗОЖ, безопасности дорожного движения и многое другое
Тренинги, психологические игры [6]
Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Сценарии классных часов [5]
Нравственное воспитание [3]
Цикл бесед на тему нравственности. Материалы можно использовать для классного часа.
Эстетическое воспитание [4]
Цикл бесед по эстетическому воспитанию. Материал можно использовать для подготовки классного часа.
Профилактика здорового образа жизни [3]
Цикл бесед по здоровье сбережению Материал может быть использован для подготовки классного часа.
Программы дополнительного образования [11]
Программы дополнительного образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 648
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа - это не только уроки » Программы дополнительного образования

Программа дополнительного образования «Ступени скаута». Часть 4
05.09.2010, 23:39

                                                       «Ступени Скаута»

                                                     (ПРОДОЛЖЕНИЕ...)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

При составлении учебно-тематических планов на основе программы «Ступени Скаута» необходимо учитывать: объем предполагаемого материала, последовательность тем с цикличностью по сезонам года, а также базовые требования, имеющие непосредственное отношение к «дидактике Скаутинга»:

- деятельность на природе является наиболее важным условием в Скаутинге, что позволяет испытать чувства приключения, романтики, уверенности в себе; представляет широкие воз­можности для реализации практических дел;

 - игра должна быть использована на скаутских занятиях в лю­бом возрасте;

- индивидуальный выбор. Скауты всегда должны иметь возможность для персонального выбора — какими тестами проверять свои навыки, выбирать виды работ, игры и т. д.;

- церемонии и традиции — каждая скаутская встреча предпола­гает определенную церемонию;

- призыв (клич, девиз) в дружеской манере помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться духом; он наполнен доб­ротой, верностью, дружбой, задором;

- практический труд (ручной труд) обязательно должен при­сутствовать в деятельности скаутов, он позволяет обучаться всевозможным навыкам и умениям;

- самовыражение - необходимое условие, без которого также немыслимо воспитание личности. Часть мероприятий програм­мы призваны помочь скауту выработать уверенность в себе и способность к самооценке и общению с другими;

- поощрения - всякое занятие должно стимулировать ребенка к достижению успеха. Именно это дает шанс каждому удов­летворить свою потребность быть полезным обществу и в конечном счете позволяет испытывать чувство гордости за са­мого себя.

Занятие нужно строить, опираясь на Скаутский Метод, который  в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения определяется как «система прогрессивного самообразования через:

-  Обещание и Закон;

-  обучение через дело;

-  членство в малых группах — патрулях, включающее прогрес­сивное открытие и принятие ответственности и подготовку (под руководством взрослых) к самоконтролю, направлен­ному на развитие характера и приобретение знаний, уверен­ности в себе, надежности и способности как к сотрудниче­ству, так и к руководству;

- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных
мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой» (Конституция Всемирной Организации Скаут­ского Движения, статья
III).

Воспитательный смысл Обещания и Закона заключается в добровольном выборе молодым человеком определенной модели поведения, базирующейся на конкретных этических принципах. «Я буду честно выполнять свои обязанности перед Богом, страной и людьми, действовать согласно закону скаутов — помогать людям, быть физически сильным, умственно развитым, морально стой­ким», — дает клятву каждый, желающий стать скаутом.

Другим важнейшим элементом метода скаутизма является так называемое обучение делом, в основе которого лежит идея Р. Баден Пауэлла о том, что «мальчишка всегда предпочитает делать, а не изучать». Вот почему главное в жизни скаута не занятия по учебни­кам и прослушивание лекций и бесед, а наглядная демонстрация, наблюдения, эксперимент, активное участие в конкретном деле.

Скаутский патруль — базовое структурное подразделение скаут­ской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых взрос­лым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден Пауэллом. Патруль является своеобразной командой. Каждый из его членов доброволь­но выполняет взятые на себя обязанности, внося свой вклад в жизнь патруля, способствуя успеху его деятельности. Эти обязанности вы­полняются в течение определенного времени. Один из членов пат­руля, признанный лидером, играет роль координатора общих уси­лий, предоставляя другим скаутам возможность участвовать в при­нятии решений и полностью включиться в жизнь команды.

Формами индивидуальной ответственности членов патруля мо­гут быть:

- лидер патруля;

- помощник лидера патруля;

- ответственный за патрульное имущество;
- казначей (ответственный за патрульные финансы);
- летописец (ведущий патрульного дневника);
- санинструктор (ответственный за патрульную аптечку и под­готовку по оказанию первой медицинской помощи).

Каждый элемент Скаутского Метода дополняет и усиливает воз­действие других. Отсутствие какого-либо из элементов Скаутского Метода или его использование не по назначению нарушит целос­тность воспитательной системы, изменит ее суть. В таком случае она уже не сможет эффективно решать главную задачу Скаутинга - способствовать личностному развитию молодых людей. Характери­зуя Скаутский Метод, Баден Пауэлл говорил: «Скаутинг — это ле­карство, состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты его дей­ствия неудовлетворительны».

Занятие по программе «Ступени Скаута» должны проводиться 1 раз в неделю и продолжаться 1,5 часа. Преимущество скаутинга заключается в ступенчатой системе руководства. Патрулями руко­водит лидер (патрульный), а старший руководитель должен только помогать ему. Важно подчеркнуть, что главная задача взрослых — направлять деятельность, оказывая молодым людям помощь в рас­крытии их потенциальных способностей, в овладении умением брать на себя ответственность.

Обычно занятие начинает патрульный, он громко обращается к ребятам, например: «Патруль «Совы»!». По этому вызову все ребята моментально прекращают разговоры. После лидер командует: «В одну шеренгу становись!». При этом он становится лицом к месту, где должна построиться шеренга. Правофланговый становится лицом к вожаку. Следующие команды: «Направо-равняйсь!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь! Смирно». После этих команд руко­водство берет на себя более старший лидер. Очень важно вначале занятия дать ребятам заряд духовной энергии. Настроить их на скаут­скую тональность. Старший координатор говорит молитву русских скаутов: «Господи, помоги нам быть сегодня лучше, чем были вчера». Патрульный командует: «Вольно!»; все хором поют гимн организа­ции. По окончании пения говорит: «Будьте готовы!»; все отвечают: «Всегда готовы за Россию!». После этого лидер приглашает всех сесть.

Теоретическая часть занятия может быть представлена расска­зом, беседой, дискуссией, психологическим тренингом, мозговым Штурмом, игрой и т. д.

Во второй части занятия планируются:

- самостоятельная работа;

- «добрые дела», трудовая деятельность

- практические работы и т. д.;

- разучивание и пение скаутских песен;

- игры-действия, игры-символы, коммуникативные и ролевые
игры.

Схема занятий прослеживается на протяжении трех лет обуче­ния, но содержание деятельности в процессе изучения каждого блока программы обновляется и обогащается.

Для походов, экскурсий, экспедиций лучше использовать вы­ходные дни. Необходимо с первого выхода на природу поручать ребятам готовить небольшие сообщения по итогам. План экспеди­ции нужно составлять так, чтобы перед скаутами стояла ближай­шая и доступная им цель: поход, экскурсия к интересному объекту и игры.

В течение первого года обучения рекомендуется проводить похо­ды, где маршевая нагрузка занимает от 1 до 2 ч; на втором году обучения — 1,5—3 ч; на третьем — 3—4 ч. Двухдневные походы лучше планировать в теплое время года.

Для подведения итогов выполнения программы и определения ее результативности рекомендуется регулярно проводить конт­рольные срезы в форме: тестирования, викторин, игр, эстафет, минисоревнований, сдачи зачетов по специальностям.

В организации разработана система знаков отличия, которые фиксируют достижения ребенка и повышают его активность.

 

 

 

 

СКАУТСКИЕ ИГРЫ

Беглец

Один из скаутов убегает вперед, разбрасывая на своем пути зер­на кукурузы (можно заменить их чем-то другим, но только тоже мелким и желательно растительным). Через какое-то время осталь­ные ребята устремляются за ним следом по «кукурузному» следу. Нужно постараться поймать водящего до того, как он доберется до финиша, который находится, как правило, в одной миле от старта.

 

Спящий пират

Тот из ребят, кто играет роль пирата, сидит с завязанными гла­зами на бревне. У ног его лежит украденный им клад. Другие скауты образуют вокруг пирата круг (диаметром метров тридцать). Они стараются подкрасться к пирату, забрать у него клад и вернуть обратно, оставшись незамеченными. Если же пират слышит кого-то, он хлопает в ладоши и указывает пальцем на того, кого услышал. Замеченный скаут выбывает из игры. Самый удачливый скаут, похитивший клад, становится новым пиратом.

 

Подкрадись к оленю

«Олень» (один из скаутов) стоит в лесу или в поле. Другие члены патруля разбредаются вокруг на расстоянии 100 метров. По сигналу они начинают подкрадываться к оленю, используя все свое умение. Если олень замечает кого-либо из скаутов, он указывает на него и приказывает остановиться. Следующим оленем становится тот, кто сумеет приблизиться к водяшему как можно ближе.

 

Осторожный волк

Один из скаутов — «осторожный волк». Все другие стоят в сторо­не приблизительно в 50 метрах. Как только волк повернется к сто­ящим спиной, скауты начинают приближаться к нему. Когда же волк оборачивается, все замирают.

Любой скаут, сделавший хоть малейшее движение, должен вер­нуться на стартовую площадку, чтобы продолжать игру оттуда. Ска­ут, первым дотронувшийся до волка, занимает его место.

 

Охотник и собаки

Игроки собираются на площадке. В середине стоит охотник с мячом в руках. Он подбрасывает мяч в воздух и ловит, когда тот отскакивает от земли. Пока охотник трижды подбрасывает и ловит мяч, остальные игроки разбегаются по площадке. Поймав мяч в третий раз, охотник должен тут же бросить его в игроков. Если ему удастся выбить одного из них, тот становится собакой охотника или помощником. Собаки не могут самостоятельно выбивать игроков, но могут поймать отскочивший мяч и бросить охотнику. Если игрок поймает мяч, которым его хотел выбить охотник, он может передать его другому игроку и даже выбить одну из собак. Выбитая собака становится снова полноправным игроком. Игра заканчивается, когда охотник с помощью собак выбьет всех игроков.

 

Змейка

Под звуки марша в зал входит ведущий и идет по кругу. Не прекращая движения, он наклоном приглашает какую-нибудь девушку следовать за ним и берет ее за руку. Теперь по кругу идут двое.

Затем девушка приглашает следовать за собой одного из стоящи,, вокруг ребят и т. д. «Змейка» быстро растет.

Когда большинство присутствующих вовлечено в «змейку» и она начинает выписывать замысловатые фигуры, марш сменяется танце­вальной мелодией. Это может быть вальс или любой популярный танец. Ведущий предлагает юношам повернуться направо и пригла­сить стоящую рядом девушку на танец. «Змейка» распадается, и весь зал заполняется танцующими парами.

 

Снежный ком

Звучит музыка. В центре зала танцует одна пара. Через 8 или 16 тактов по хлопку ведущего танцующие поворачиваются лицом к стоящим в кругу учащимся и быстро выбирают себе нового партне­ра или партнершу, после следующего музыкально-танцевального эпизода следует второе приглашение на танец, и в кругу танцуют две, затем четыре пары и т. д. Игра продолжается, число танцующих растет быстро, как снежный ком. Наконец наступает момент, когда танцуют все.

 

СКАУТСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ, СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ

 

Скаутское Движение бережно хранит свои атрибуты и символы.

 

Скаутская эмблема

Красивая белая лилия с тремя лепестками на пурпурно-лиловом фоне. Этот знак используется только Всемирной Организацией Ска­утского Движения с момента ее зарождения и признается всеми как символ Скаутской Организации.

В Скаутском Движении трилистник обозначает путь к дружбе и братству, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как компас, в приближении к скаутским идеалам, а также показы­вает дорогу другим.

Три лепестка лилии представляют три элемента Скаутского Обе­щания; концы лепестков похожи на стрелку компаса.

Две звезды символизируют правду и жизнь на природе. Десять концов звездочек — десять заповедей Скаутского Закона.

Во Всемирной Скаутской эмблеме другим элементом является также веревка. Она окружает лилию и завязана рифовым узлом, обозначающим единство и братство Всемирного Движения. Известно,  что рифовый узел отличается тем, что он затягивается тем туже, чем сильнее натяжение.

Цвета Всемирного Скаутского Движения — белый и пурпурно-лиловый. Они глубоко символичны: в геральдике белый цвет оли­цетворяет чистоту, а королевский пурпурно-лиловый — лидерство и бескорыстную помощь другим.

 

Скаутский девиз «Будь готов!»

Однажды кто-то спросил Баден Пауэлла, что этот девиз озна­чает? Он объяснил так: «Скаутский девиз говорит, что ты всегда готов умом и телом выполнить свой долг перед лицом любой трудности и, если необходимо, помочь другим».

Но Баден Пауэлл думал не только о поступках скаутов в экстре­мальных ситуациях. Его идея заключалась в следующем: каждый скаут должен подготовить себя к тому, чтобы стать полезным граждани­ном и участвовать в создании счастливой жизни для себя самого и окружающих. Он хотел, чтобы каждый скаут обладал знаниями и способностями для реализации того предназначения, которое жизнь предоставляет каждому, и мог стойко встретить любые трудности на своем пути. Быть готовым к жизни — значит жить счастливо, без огорчений, понимая, что ты сделал все от тебя зависящее. Вот что означает скаутский девиз.

 

Скаутский знак приветствия

Скаутский знак используется скаутами повсюду в мире. При скаутском салюте правая рука поднимается вверх. Поднятые вверх Указательный, средний и безымянный пальцы означают три Дол­га Скаута. Большой палец, прикрывающий мизинец, символизи­рует защиту младшего старшим. На языке жестов все это означает «мудрость». Высоко поднятая рука — это сигнал «Внимание!». Когда скаутский лидер поднимает руку, все скауты отвечают ему таким же  скаутским знаком, оставляя свои дела, и вокруг в этот момент наступает полная тишина.

 

Скаутский салют

Скаутский салют подчеркивает отношение скаута к особым мероприятиям. Салютуя государственному флагу, он демонстрирует к государству. Салютуя скаутскому лидеру и другим скауту, он заявляет о своей принадлежности к Скаутингу.

 

Скаутское рукопожатие

Скаутское рукопожатие - признак проявления дружбы и пре­данности Левая ладонь при скаутском рукопожатии крепко сжима­ет ладонь левой руки другого скаута. Баден Пауэлл перенял тради­цию пожатия левой рукой у воинов африканских племен. Обычно они держали щит в левой руке, а оружие - в правой. При встрече с незнакомым человеком, чтобы показать свое доверие и дружес­кое расположение к нему, воин брал щит в правую руку, тем са­мым как бы лишая себя защиты, и здоровался левой рукой.

Сегодня рукопожатие левой рукой - знак принадлежности к особому по духу Скаутскому Братству.

 

 

 

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской специально­сти. Слово «специальность» обозначает, что скауты — мальчики или девочки — имеют особые знания по каким-либо скаутским про­граммам.

Для каждой специальности существуют определенные требова­ния, которые необходимо выполнить, после чего скаут получает право носить на левом рукаве знак отличия по этой специальности, которые вручаются скауту по достижении какого-либо разряда в определенном деле: например, оказании первой доврачебной помо­щи, ремонте машин, поварском деле, альпинизме, плавании и т. д.

 

Скаутский шейный платок

Каждый скаут обязательно носит шейный платок-галстук. Имен­но этот элемент отличает одну скаутскую группу от другой - гал­стуки могут быть самых разнообразных цветов. Они часто имеют цвета национального флага, изображение герба города, местности, где живут скауты.

 

Скаутский патруль

Скаутский патруль - базовое структурное подразделение скаут­ской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых взрослым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден ПауэллоМ, впервые применившим метод членства в малой группе: «Объеди­нение мальчиков в постоянные патрули численностью от шести по восьми человек, занятия с ними как с отдельными группами, руководимыми компетентными лидерами, являются ключом к ус­пеху- Патруль — это постоянное объединение скаутов для работы или игры, воспитывающее дисциплину и чувство долга».

Патруль является своеобразной командой. Каждый из его членов добровольно выполняет взятые на себя обязанности, внося свой вклад в жизнь патруля, способствуя успеху его деятельности. Эти обязанности выполняются в течение определенного времени. Один Из членов патруля, признанный лидером, играет роль координато­ра общих усилий, предоставляя другим скаутам возможность уча­ствовать в принятии решений и полностью включиться в жизнь команды.

 

Скаутское Обещание

Клянусь моей честью, что я сделаю все,

от меня зависящее, чтобы:

выполнить мой долг перед  моей страной;

помогать другим в любое время,

подчиняться Скаутскому Закону!

 

Скаутский Закон

Скаутский Закон — это обязательные принципы жизни скаута, которым он будет следовать всю жизнь. Скаутский Закон определяет высшие идеалы и критерии поведения скаута. Следуя Скаутскому Закону, скаут всегда будет знать, что поступает правильно.

 

Скаутский Закон:

1. Чести скаута следует доверять.

2. Скаут верен.

3. Долг скаута — быть полезным и помогать другим.

4. Скаут — друг всем и брат любому скауту.

5. Скаут вежлив.

6. Скаут — друг животных.

7. Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также
Приказам руководителя патруля, скаутмастера.

8. Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях.

9. Скаут бережлив.

10. Скаут чист в мыслях, словах и делах.

Категория: Программы дополнительного образования | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 2752 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz