Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 08:25

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии массовых мероприятий [10]
Сценарии мероприятий школьного, районного и областного масштабов
Сценарии тематических выступлений [1]
Сценарии КВН, представлений по профилактике ЗОЖ, безопасности дорожного движения и многое другое
Тренинги, психологические игры [6]
Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Сценарии классных часов [5]
Нравственное воспитание [3]
Цикл бесед на тему нравственности. Материалы можно использовать для классного часа.
Эстетическое воспитание [4]
Цикл бесед по эстетическому воспитанию. Материал можно использовать для подготовки классного часа.
Профилактика здорового образа жизни [3]
Цикл бесед по здоровье сбережению Материал может быть использован для подготовки классного часа.
Программы дополнительного образования [11]
Программы дополнительного образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа - это не только уроки » Программы дополнительного образования

Программа дополнительного образования «Ступени скаута». Часть 1
05.09.2010, 23:35

                                                       «Ступени Скаута»

Составительская программа дополнительного образования

Для учащихся 5-9-х классов. Автор-составитель: Борзаков Д.В. 


 «СТУПЕНИ СКАУТА»

(средний и старший школьный возраст)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Политическая ситуация, многопартийность, утверждающие­ся в общественной жизни нашей страны, неминуемо привносят мно­гообразие в детское и юношеское движение. В этих условиях естестве­нен возросший интерес к детским движениям, как существовавшим в дореволюционной России, так и успешно развивающимся в на­стоящее время в других странах. И в первую очередь внимание широ­кой общественности и педагогов привлекает скаутское движение.

         Общепризнанным «отцом» Скаутинга является Роберт Стефен-сон Смит Баден Пауэлл.

         Первая попытка применения методики скаутинга в России была предпринята еще в 1906 г. вице-адмиралом И. Бостремом в Севас­тополе.

Ознакомившись с только что вышедшей книгой Баден Пауэлла «Бойскауты», он с двумя сыновьями и их гувернером обошли ле­том весь Крым, живя по указаниям «отца скаутизма». Но в распро­странении идеи скаутизма в России пальма первенства по праву принадлежит полковнику 1-го Стрелкового полка О. И. Пантюхову. Позже в движении русских скаутов возникли два основных на­правления. Одно преимущественное внимание уделяло военной подготовке и воспитанию в духе патриотизма. Другое же ставило в центр своей деятельности гуманистические идеалы, заботу о лю­дях, о животных, об окружающей среде. Лидером этого направле­ния стал И. Н. Жуков. После гражданской войны в рядах российских скаутов произошел раскол. О. И. Пантюхов и его единомышленни­ки, не принявшие революции и эмигрировавшие, продолжали свою деятельность за границей. Другие частично влились в ряды пионеров. Долгое время официальная идеология и педагогика клей­мили «милитаристско-шовинистическую сущность скаутизма» (Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм // Пед. соч. Т. 5. С. 25-60-И только в последнее время отношение стало ощутимо меняться.

                В настоящее время в мире насчитывается свыше 16 млн скаутов. Более 250 млн человек прошли через скаутские организации за время их существования. Среди них многие выдающиеся деятели науки, литературы, политические лидеры, преуспевающие бизнесмены. Эти цифры впечатляют, если вспомнить, что скаутинг начинался с 20 мальчишек, собравшихся на острове Браунси.

         Пройдя проверку временем, скаутская система выжила, и,  раз­виваясь сегодня во всех сообществах, она привлекает к себе людей всех возрастов. Любовь к игре, жажда нового, приключения, ро­мантика, возможность испытать себя, самостоятельность, свобод­ное выражение индивидуального духа, возможность взять на себя ответственность в рамках своего возраста — характерны для подрост­ков во всем мире.

         «Скаутинг — это братство, система, которая на практике пре­небрегает различиями в происхождении, вероисповедании, стране проживания, объединяет через недоступный для описания дух, который окружает Скаутинг» (Лорд Баден Пауэлл).

         Формирование социально-адаптированной личности — одна из важнейших целей Скаутского движения. Именно дети должны учить­ся умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, раз­вивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, спра­ведливости, совершенствоваться и саморазвиваться. Программа «Ступени Скаута» способствует решению проблем социальной адап­тации детей, предоставляя им новые возможности взаимодействия в пространстве детской организации, развитии внутренней моти­вации к личностному прогрессу, осознанию субъектом ответствен­ности за свое развитие.

         При разработке программы учитывались основополагающие документы Всемирной Организации Скаутского Движения (Консти­туция Всемирной Организации Скаутского Движения, Концеп­ция духовного развития в Скаутинге, схема прогрессивного разви­тия Федерации Православных Скаутов), Конвенция ООН о правах Ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей, принятая в 1990 году, а также Программа прогрессивного развития национальной скаутской организации. Особенностями программы «Ступени Скаута» являются:

- создание условий для саморазвития творческой индивидуаль­ности, способностей и умений, позволяющих человеку пре­одолевать жизненные препятствия;

- общая направленность на гармоническое развитие личности;

- непрерывность учебно-воспитательного процесса;

- органичное слияние воспитания и самовоспитания личности;

- учет региональных особенностей: культурных, демографических, географических.

         Актуальность программы определяется не только содержанием вышеуказанных соглашений и документов, но и воссозданием куль­турно-исторических корней. Все это и определило наличие в про­грамме форм, методов и подходов, которые призваны обеспечить ребенка способами личной безопасности в современных условиях познакомить его с примерами доброжелательного сосуществова­ния с природой и социумом, а также позволяющих активизиро­вать процесс соприкосновения ребенка с историко-культурной базой своей Родины.

         Цель: воспитание потребности у детей к самоопределению, са­моразвитию, самосовершенствованию через создание условий лич­ностного роста каждого ребенка и формирование качеств патриота

и гражданина.

Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих

задач:

1. Обучение практическим приемам поведения в различных жиз­ненных ситуациях на основе принципов личной безопасности.

2. Формирование духовно-нравственных качеств, соответствую­щих общечеловеческим ценностям.

3. Овладение знаниями, лежащими в основе физического и пси­хического здоровья.

4. Формирование чувства гражданского долга, дисциплиниро­ванности в поступках, патриотических чувств к своей Родине.

5. Развитие познавательных потребностей.

6. Развитие двигательных качеств (силы, ловкости) и моторных

способностей.

7. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

8. Воспитание гуманного отношения к животным и природе.

9. Воспитание этической культуры в быту, поведении, труде.

10. Воспитание активной жизненной позиции.

         Программа «Ступени Скаута» направлена на поэтапное форми­рование интереса детей к историческому наследию своей Родины и культуры, обеспечивает их эстетическое, физическое, нравствен­ное развитие. В процессе обучения дети вовлекаются в игровую де деятельность, с помощью которой осуществляется переход к серьезной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность, верность.

Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих педа­гогических и фундаментальных принципах скаутского движения:

- целостности — программа имеет стройную систему, в ней со­блюдены единство обучения и воспитания;

- гуманизации — атмосфера доброжелательности и взаимопо­нимания, учет возрастных особенностей, личностно-ориентированный подход;

- культуросообразности — основывается на ценностях регио­нальной, национальной и мировой культуры;

- романтики и игры — игры-действия, игры-символы, комму­никативные игры, игры на природе. Достижение эмоциональ­ной близости, развитие прогностических функций, приоб­ретение социального опыта, развитие воображения, преодо­ление комплексов;

- долга перед Родиной и другими — верность своей стране, терпи­мость, лояльность, сотрудничество, взаимопонимание, це­лостность окружающего мира; перед собой — ответственность за собственное развитие;

- деятельностного подхода - любые знания приобретаются во
время активной деятельности.

Содержание программы «Ступени Скаута» ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы ребенка. Программа удов­летворяет разносторонние потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок — индивидуальность, поощряет молодого челове­ка к саморазвитию, позволяя ему демонстрировать свои знания и навыки.

Программа «Ступени Скаута» является планом пошагового прогрессивного роста скаута посредством:

- участия в мероприятиях, предполагающих игру, приобре­тение полезных умений и навыков, общественно полезный труд;

- изучения скаутских специальностей, совершенствования умений и навыков;

- совершенствования умений и навыков здорового образа жизни;

- изучения культурно-исторического наследия своей Родины;

- участия в социально-значимых акциях и операциях;

- приобщения к духовно-нравственным основам русского на­рода.

В программе предусматривается максимальное приближение всей жизни скаутской организации к природе. И дело здесь не столько в полезности свежего воздуха для растущего организма, сколько в том, что с точки зрения основателей и лидеров скаутизма именно природа создает максимально благоприятные условия для интел­лектуального и нравственного становления молодых людей, реали­зации творческих способностей, закалки воли, развития самооб­ладания, умения находить решения в сложных ситуациях.

Настоящая программа составлена для детей среднего школьного возраста (11 —15 лет) и рассчитана на 3 года обучения. Занятия по программе проводятся в малых группах 1 раз в неделю. Обычно группа состоит из 6—8 членов, это оптимальный вариант объеди­нения детей. Скаутская группа всегда имеет четкую структуру. Об­щепринятым названием малой группы является «патруль».

Для участия в программе требуется осознанное желание зани­маться в Скаутской организации по ее законам и согласие роди­телей.

На 1-й ступени (1-й год обучения) ребенок добровольно при­нимает обязательство, символически выраженное Скаутским Обе­щанием. Получает начальные знания по истории Скаутинга, Рос­сийского государства. Осмысливает такие понятия, как Бог, мо­литва, Родина, вера и другие, знакомится с небесными покро­вителями русских скаутов. Получает первоначальные навыки жиз­ни на природе.

На 2-й ступени (2-й год обучения) происходит углубленное изучение скаутских специальностей. Программой предусмотрено участие детей в мероприятиях, организованных в скаутском отря­де. После прохождения очередного этапа, приобретя новые уме­ния и навыки, скаут может брать на себя большую ответственность в группе.

На 3-й ступени (3-й год обучения) скауты участвуют в плани­ровании и организации мероприятий, походов, лагерей. Составляют  отчеты, очерки и книги по итогам работы. Совершенству­ет свои умения и навыки по определенным разделам програм­мы. Учатся брать на себя ответственность, овладевать инициати­вой, доводить до конца начатое дело. Основное содержание бло­ков в программе на 3-й ступени построено на краеведческом ма­териале.

Данные ступени характеризуются постепенным усложнением де­ятельности, порождающей новые познавательные потребности ре­бенка, которые в свою очередь стимулируют развитие интереса к деятельности. От простого к сложному, от примитивного к утон­ченному. Материал ступеней выстроен в логической последователь­ности и связан между собой. Новые знания по программе прочно базируются на усвоенных детьми ранее.

Подведение итогов выполнения программы и оценка ее результативности осуществляется по окончании определенного цикла (по годам обучения). Обычной формой подведения итогов явля­ются скаутские лагерные сборы, соревнования. В ходе сборов осуществляется проверка скаутов, завершивших цикл обучения, на предмет их соответствия требованиям ступени. Для учета инди­видуальных достижений существует хорошо разработанная систе­ма знаков отличия. Награды (значки, нашивки и т. п.) вручаются как за овладение навыками определенной ступени в целом, так и за отдельные конкретные умения. Закрепленный успех мотивиру­ет ребенка к дальнейшему росту. Кроме того, существенным явля­ется промежуточный контроль в форме тестов, соревнований, на­блюдений. Но важнейшим положительным результатом програм­мы могут быть только одухотворенные слова детей, их чистые мысли и добрые поступки.

 

Ожидаемые результаты

1-я ступень

 

1. В процессе реализации программы ребенок узнает:

-  историю создания государственного флага и герба России;

- историю становления русского государства от славянских имен до исторической роли княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Дмитрия Донского;

- историю возникновения Скаутского движения в Англии и России;

- символы, атрибуты и девиз Скаутской организации;

- основное снаряжение, необходимое в походе;

- виды топлива и способы разжигания костра;

- дорожные и лесные знаки;

- основы безопасного поведения в походе, на улице и т. д.

- правила личной гигиены;

- медикаменты, необходимые для оказания первой медицинс­кой помощи;

- распространенные виды деревьев и кустарников своей местности;

- распространенные лекарственные растения своей местности.

2. Ребенок научится:

- находить на карте расположение России;

- изготавливать эмблему патруля;

- укладывать рюкзак и палатку;

- разводить костер в сырую и сухую погоду;

- двигаться по пересеченной местности, ориентируясь по лес­ным знакам;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- способам перевязки на пальце и руке;

- определять распространенные виды деревьев и кустарников;

- определять лекарственные растения, пригодные для приго­товления фиточая.

 

2-я ступень

1. В процессе реализации программы ребенок узнает:

- значение реформ Петра 1 для России;

- первооткрывателей XVIII века: В. Беринга, А. И. Чирикова,
С. П. Крашенинникова, Т. Ф. Миллера и др.;

- роль М. В. Ломоносова в русской науке и культуре;

- основные изобретения И. И. Ползунова, И. П. Кулибина;

- крупнейших зодчих XVIII века В. Растрелли, В. И. Баженова, М. Ф. Казанова и их вклад в русскую архитектуру;

- выдающихся представителей художественного творчества:
Д. Г.Левицкого, В. П. Боровиковского, И. Л. Аргунова и др.;

- историю первого отряда на о. Браунси;

- историю первого русского патруля «Бобры»;

- принцип выбора места для лагеря;

- способы хранения топлива;

- способы определения погоды по разным признакам;

- способы шифровки сообщений, сигналов;

- о медицинской помощи при глубоких порезах, ранах, силь­ном кровотечении;

- типичных насекомых и птиц своей местности;

- охраняемые виды животных и растений.

 

2.      Ребенок научится:

- готовить сообщения о жизни выдающихся людей;

- оборудовать места общего пользования;

- заготавливать топливо для костра;

- работать с картой и ее условными обозначениями, с компасом;

- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах;

- перевязывать при травмах средней тяжести руки или ноги;

- определять съедобные и ядовитые грибы;

- узнавать типичных птиц и насекомых своей местности;

- правильно делать гербарий.

3-я ступень

1. В процессе реализации программы ребенок узнает:

- историю Самарской области, ее основные этапы;

- историю Ставропольского района;

- природно-исторические места, требующие охраны;

- содержание Конституции Всемирной Организации Скаутс­кого Движения;

- принцип чтения топографических карт с помощью легенды,
знаков и масштаба;

- первые симптомы и неотложную помощь при переломах конечностей;

- основные понятия — экология (наука о доме), глобальные экологические проблемы;

- экологические факторы, влияющие на здоровье человека.

 

2. Ребенок научится:

- готовить сообщение об истории области или района;

- объяснять Законы, смысл Скаутского Обещания новичкам;

          - готовить их ко вступлению в Скаутскую организацию;

- организовывать работу патруля;

- распределять обязанности между собой, составлять список
продуктов и необходимых вещей, оборудования;

- ориентироваться без компаса на местности;

- читать топографические карты;

- составлять простейшие топографические карты;

- оформлять отчет по итогам похода;

- оказывать неотложную помощь при нарушении работы сер­дечной деятельности;

- изготовлять простейшие носилки из подручных средств для
переноски пострадавшего.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1-я ступень

Цель: сформировать интерес к скаутингу, как к сумме знаний и умений, необходимых ребенку в современном социуме.

 

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

2

3

4

5

Я и Россия

Я и скаутинг

Я в скаутском лагере

Я и моё здоровье

Я и природа

Категория: Программы дополнительного образования | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 2438 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz