Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Программа дополнительного образования "Юный журналист"
05.09.2010, 23:15
ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ...)
3. Содержание программного материала
3.1. 3.1.1. Общий курс
3.1.1.1.Введение в теорию информации и журналистики
♦ТеорияинформацииИнформация.Видыинформации.Шумы. Информационные
потоки. Информационное пространство. Информация как ресурс.
Информация и социальные процессы. Информационная культура. Источники
получения информации. Способы информационного воздействия. Способы
получения информации. Способы обработки информации.
Лекции, беседы,
круглые столы, практические и индивидуальные занятия, репортерская работа,
интервью, творческие задания, создание баз данных и работа с ними, сбор,
анализ и систематизация информации.
♦Теория и практика журналиста Журналистика
как профессия. Этика журналиста.Рольжурналиставобществе.Социальнаяответственность журналиста.Историяжурналистики.Самарскаяжурналистика.
Инструментарийжурналиста.Техническиесредстважурналистики.
Стилистика.Информационныежанры.Понятиесредствамассовой информации. Газета. Радио. Телевидение. Internet. Как делать газету?
Работа в больших и
малых группах, Лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, подготовка
материалов для самодеятельных СМИ, редактирование, корректура, верстка газет,
операторская и режиссерская работа, выпуск газет, радио и телепрограмм, создание
буклетов, пресс-конференции, сотрудничество с различными СМИ города и области.
3.1.1.2.Социальные дисциплины
Общие сведения о теории управления. УправлениеСМИ.Информационныйменеджмент.Общиесведенияо политологии.Социология.Гражданственность.Самоуправление. Коммуникативная
механика.
Лекции, беседы,
практические занятия, рефераты, социологические опросы, анкетирования, тестирование,
тренинги общения. Практическая работа в органах самоуправления МОУ СОШ с.Тимофеевка
и медиа - холдинге «СТИМ».
Организациясамоуправления в МОУ СОШ с.Тимофеевка,организация содержательногодосуга,тематическиевечера,творческиевстречи, коллективные творческие дела,
капустники, туристические походы, экскурсии. Продвижение лучших работ воспитанников
в СМИ района,города и области. Практическая работа в органах
самоуправления МОУ СОШ с.Тимофеевка и медиа - холдинге «СТИМ».
3.1.1.4.Итоговое занятие Итоговое занятие медиа-холдинга проводится в виде смотра-конкурса
«Лучший журналист медиа-холдинга». Положение о смотре-конкурсе
разрабатывается воспитанниками и утверждается на Общем собрании медиа-холдинга. Победители
награждаются дипломами и ценными подарками.
3.1.2.
Спецкурсы
3.1.2.1.Спецкурс «Редактор газеты». Периодическая печать в
системе журналистики.
Специфика издательского дела в условиях рынка и структура современных
издательских систем. Принципы организации работы редакции. Редакционныйколлективкакпроизводственно-творческаяструктура. Руководство
и управление редакцией газеты. Планирование работы редакции. Секретариат
редакции.Отделы редакции.Собкоровскаясетьредакции. Взаимоотношения
с внештатными авторами и массовая работа редакции. Организация
труда журналиста. Формирование индивидуальногообразагазеты.Еженедельниккактипиздания. Распространение,
экспедирование и доставка периодических изданий.
Лекции, беседы,
семинарские занятия, практическая и индивидуальная работа, творческие задания,
экскурсии, сбор материала, редактирование, корректура, верстка и выпуск газет,
сотрудничество с газетами и журналами города и области.
3.1.2.2.Спецкурс«Радиожурналист».Месторадиожурналистикив системе СМИ. Основные специальности радио. Жанры радиожурналистики. Требования
к сценариям радиопередач. Прямой эфир на радио. Радио как коллективный
характер творчества. Выразительные средства радиопередач. Специфика работы режиссера на
радио. Специфика работы радиооператора.
Работа в больших и малых группах, Лекции, беседы,
практические и индивидуальные занятия, операторская и режиссерская работа,
подготовка радиопрограмм, редактирование,
выпуск радиопрограмм и передач, сотрудничество
с радиокомпаниями города и области.
3.1.2.3. Спецкурс «Электронные СМИ». Возрастание роли информационно - электронных связей в современном мире. Мультимедиатизация печатного дела.
Электронно-информационная революция в
СМИ. Электронные версии газет и журналов. Специальные электронные издания.
Сеть Internetкак информационное отражение мира.
Всемирная паутина - WorldWideWeb
(WWW) как платформа для
построения электронных СМИ. Увеличение
информационных сетей и изменение ключевой роли журналистов. Модель
коммуникационных связей «все - для всех» как наиболее
полное удовлетворение информационных интересов аудитории. Реклама и
маркетинг в сетевых изданиях. Общедоступные компьютерные терминалы с выходом в Internet. WWW-узел как средство для хранения информации
в Internet. Сеть Internetкак оперативный способ получения новостей. Легкий доступ к
материалам. Дизайн сетевой газеты. Новые типы электронных
газетных услуг. Справочная информация об электронной газетной индустрии. Основное программное обеспечение
работы журналиста.
Лекции, семинарские занятия, практическая
и индивидуальная работа, творческие
задания.
Работа на PC, знакомство с программным обеспечением,
верстка и дизайн газет, работа с Internet, создание Web-страничек.
3.2.1. Второйэтап обучения
3.2.1.1.Рекламноедело.Спецификарекламнойдеятельности. Общественный характер
рекламы, социальные сферы рекламной деятельности. Законодательные нормы. Классификация и
характеристика средств рекламы. Методология рекламной деятельности.
Поведение потребителя, связанное с восприятием рекламы. Рекламная кампания. Стратегия рекламного сообщения. Текстоваяосноварекламногосообщения.Основныевидырекламных сообщенийи требования к ним.Изобразительные средства всоздании рекламных текстов. Творчество в
составлении рекламных текстов. Реклама средствами массовой информации. Особенности производства печатной,
аудио- и видеорекламы. Планирование размещения
рекламы. PR-компании.
Лекции, беседы, практические и
индивидуальные занятия, анкетирования, маркетинговые
исследования, практика создания логотипов, рекламных текстов, плакатов, аудио и телевизионных роликов,
проведение рекламных и PR-компаний.
3.2.1.2.Методы
сбора информации в работе журналиста. Метод сбора информации как форма
практического освоения действительности. Специфика и задачисбора материала в
журналистском творчестве. Тема журналистского произведения как стимул к сбору
информации. Источники информации в работе журналиста.Исследованиепроблемнойситуациикактворческаязадача журналиста.Выбортемыкакопределение«горячейточки»объекта исследования. Определение социального веса факта как принцип его отбора.
Главное и второстепенное в информации. Способы их
разграничения. Анализ фактов как способ
определения масштаба исследуемой ситуации. Стадии создания авторской концепции журналистского
произведения. Этапы творческого
процесса от сбора материала до его интерпретации в тексте.
Лекции, круглые столы, практические и
индивидуальные занятия, сбор материала,
анализ, корректура, редактирование, выпуск газет, радио и телепрограмм., творческие отчеты.
3.2.1.3.Психология общения. Профессиональные
качества журналиста. Коммуникативныетехнологии.Психологическаякорректность.Умение работатьслюдьми.Умениеработатьвкоманде.Самопознаниеи самоопределение.
3.2.1.4.Культурнаяантропологияжурналиста. Журналистикакак творческая
профессия. Место журналистики в мировой культуре. Культурное и информационное
пространство. Система культурных и социальных ценностей журналиста.Культурноесамоопределениежурналиста.Западнаяи отечественная
журналистика.
3.2.1.5.Социально-педагогическаяподдержкавоспитанников Организация соуправления школьного совета самоуправления «Школьный
Парламент», организация содержательного досуга, тематические вечера, творческие
встречи, коллективные творческие дела, капустники, туристические походы,
экскурсии.
Продвижение лучших работ воспитанников в
СМИ района и области. Продвижение лучших
воспитанников на стажировки в СМИ района, города и области. Продвижение лучших
воспитанников на ведение спецкурсов в школе.
3.2.1.6.Итоговое занятие. Итоговое занятие
проводится в виде смотра-конкурса «Лучший
творческий проект». Положение о смотре-конкурсе разрабатывается воспитанниками и
утверждается на Общем собрании кружка «Юный журналист». Победители награждаются дипломами и
ценными подарками.
3.2.2. Спецкурсы
3.2.2.1. Спецкурс «Редактор газеты». Приемы рациональной
организации труда журналиста. Рабочее место
журналиста и его инструментарий. Блокнот, картотека, журналистское досье. Диктофон и приемы пользования им. Машинопись и ее место в работе журналиста. Приемы
использования телефонной связи в
работе журналиста. Электронные средства набора, верстки и тиражирования текста.
Фототехника как инструментарий журналиста. Компьютерные технологии в
СМИ. Сеть «Internet». Газетные жанры. Основные принципы
построения и верстки информационного и рекламного выпусков. Должностные обязанности редактора газеты и
квалификационные характеристики.
Работа в больших и
малых группах, лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, творческие
задания, сбор материала, корректура, верстка, выпуск газет, работа с техническим
обеспечением, экскурсии, сотрудничество с газетами города и области
-виды информационных жанров;
-виды средств массовой информации;
-специфика
газеты, радио, телевидения и Internetкак средств массовой информации;
основы управления СМИ;
-технические средства журналиста;
основы социологии, политологии и
психологии для журналиста. Будут уметь:
собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать базы данных;
-создавать журналистские произведения разных жанров
(интервью, репортажи,
заметки, аналитические статьи, обзоры);
планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
-выполнять операторскую и корреспондентскую работу при
создании радио и
телепрограмм;
организовывать и проводить пресс-конференции, деловые и ролевые игры, профильные
массовые мероприятия; выступать в роли ведущего группы.
В конце первого года обучения каждый воспитанник подготовит не менее 2 учебных материалов по каждому жанру,
выступит в качестве организатора одного
профильного массового мероприятия. В
конце обучениявоспитанники: будут знать:
основы рекламы; -понятие рекламной компании; понятие PR;
методы
сбора и обработки информации;
должностныеобязанностииквалификационныехарактеристики журналистов
различных видов СМИ; структуру деятельности редакции; основы управления; будут уметь:
планировать и проводить рекламные компании; планировать и проводить PR- компании;
вести собственный проект в сфере СМИ от планирования до получения конечного продукта;
руководить работой творческой группой; владеть приемами сбора и обработки
информации;
За время обучения в
кружке каждый воспитанник должен участвовать в создании не менее 5 номеров газет, теле и радиопрограмм,
быть соавтором одно из проектов. Все
учебные материалы воспитанников
оформляются в альбом-летопись, в котором фиксируются данные о воспитанниках и результаты их деятельности, а также
сведения об их дальнейшей судьбе в
части выбора профессии.
Летопись ведется
также на СDи DVD
- дисках, на которые записываются радио и телепередачи, ведется подшивка
собственных изданий.