Срок реализации программы 2 года
Борзаков Д.В.
Учитель русского языка
и литературы
1. Пояснительная записка
1.1.Общие положения
«Юный журналист» становится средством формирования
информационного и образовательного пространства для молодежи, служит средой
самоопределения и самореализации личности, помогая ее успешной социализации. Получая
дополнительное
образование, члены базового коллектива, кроме того, являются
организаторами деятельности школьного органа самоуправления «Школьный
Парламент», обеспечивая формирование и развитие информационного и
образовательного пространства МОУ СОШ села Тимофеевка и молодёжи села.
Настоящая образовательная программа представляет
собой программу дополнительного образования, направленную на организацию допрофессионалъной подготовки воспитанников по профессии журналиста, их
социально
- значимой деятельности в рамках самодеятельных детских и молодежных средств
массовой информации, а так же на социально -педагогическую
работу с коллективом.
1.2. Цели и задачи программы
Главной целью
программы является успешная социализация воспитанников через формирование у них системы начальных знаний,
умений и навыков журналиста
(допрофессиональная подготовка), создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации,
воспитание гражданственности.
Для реализации поставленной
цели программа решает следующие задачи:
- формирование начальных
знаний, умений и навыков профессии
журналиста;
- развитие творческих способностей и
личной инициативы
воспитанников средствами самодеятельной детской прессы;
- создание условий для включенности воспитанников в информационное и
образовательное пространство, с целью их самореализации и ориентации на
социально - значимую деятельность;
- формирование творческого
коллектива, способного стать информационной опорой органа школьного
самоуправления «Школьный Парламент», в части информационной поддержки
молодежных инициатив и деятельности данной организации;
- развитие коммуникативных
качеств личности воспитанников.
1.3. Организационные принципы программы
Программа рассчитана
на 2 года обучения (2 этапа).
На начальном этапе (1 уровень) воспитанники получают
начальные знания, умения и навыки профессии журналиста (допрофессиональная
подготовка), делают первые шаги в практической деятельности через
самодеятельные СМИ (школьная газета «СТИМ-пресс»), развивают свои творческие и
коммуникативные способности. Через участие в органах самоуправления воспитывают
в себе ответственного гражданина.
В рамках второго
уровня обучения воспитанники углубляют свои знания, упрочняют умения и
навыки профессии журналиста. Большое внимание уделяется практической деятельности
воспитанников в самодеятельных СМИ. Осваивают другие формы информационной
культуры.
Занятия по программе
распределяются между основным курсом и специализациями следующим образом:
основной
курс журналистики - 2 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа), всего 144 часа в год на группу; и спецкурсы:
курс «редактор газеты» - 1 час в 3 недели (1 раз), всего
12 часов в год;
курс
«радиожурналист» - 1 час в неделю (1 раз), всего 12 часов в год;
курс «электронные СМИ» - 1 часа в неделю (1 раз), всего12
часов в год;
Обучение спецкурсам
ведется параллельно с основной в течение всего
года обучения в малых группах
(5-6 человек).
В зависимости от
интересов воспитанников может получиться, что по какой-то специальности не будет идти
обучение, если воспитанники не выберут ее.
Основной курс второго
этапа обучения рассчитан на углубленную допрофессиональную подготовку, и связанною с
ней практику, что подразумевает большее количество часов на индивидуальные и практические
занятия.
1.4. Формы и методы работы по программе
Для сообщения
основных знаний по профессии журналиста традиционно применяется
классно-урочная форма с лекциями, беседами и практическими занятиями. Однако,
совершенно ясно, что допрофессиональная подготовка может проходить только
при условии постоянной практической отработки умений и навыков, причем более
эффективно это делать в процессе создания самодеятельных СМИ, когда воспитанник
применяет полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом
формате жанров и стилей до умения организовать миниредакцию и получить конечный
продукт социального
значения.
Профессия журналиста - профессия
социальная, поэтому процесс обучения строится
на постоянной социальной практике учащихся. Применяются такие формы работы как
социологические опросы, пресс-конференции, презентации, создание баз данных, сценариев и программ, выпуск
газет, радио и телепрограмм, страниц в Internet, творческие сборы и профильные смены, конкурсы, организация рекламных и PR-компаний
и другое (практически все формы работы, связанные со сбором, анализом и
распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных
свойств личности применяются деловые и ролевые игры, тренинги общения,
упражнения на развитие ораторского и актерского мастерства, экскурсии,
творческие встречи, походы, капустники и другое.
2.1.
Учебно-тематический план обучения
№ п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Введение в теорию информации и
журналистики
|
30
|
10
|
40
|
1.1.
|
Теория информации
|
10
|
5
|
15
|
1.2.
|
Теория и практика журналиста
|
10
|
5
|
15
|
2.
|
Социальные дисциплины
|
10
|
5
|
15
|
3.
|
Социально-педагогическая поддержка воспитанников
|
|
12
|
12
|
4.
|
Итоговое занятие
|
5
|
6
|
11
|
Итого по общему курсу
|
65
|
43
|
108
|
Спецкурсы
№ п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
5.1.
|
«Редактор газеты»
|
2
|
10
|
12
|
5.2.
|
«Радиожурналист»
|
2
|
10
|
12
|
5.3.
|
«Электронные СМИ»
|
2
|
10
|
12
|
Итого по спецкурсам
|
6
|
30
|
36
|
Всего за год
|
144
|
|
|
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)