Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Программа дополнительного образования «Дети – Дорога - Жизнь».Часть 5
05.09.2010, 23:33
«Дети – Дорога - Жизнь»
(ПРОДОЛЖЕНИЕ...)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В отряд ЮИД вступают и обучаются коллективы детей
4—8 классов.
Содержание образования имеет концентрическое
построение состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее значение
правил дорожного движения; второй этап - углубление в изучении с практическим
приложением в виде агитации и пропаганды; третий этап - умение применить
правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию
правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти
правильное решение.
В образовательном процессе широко используются
технологии развивающих игр, направленные на развитие творческих качеств
личности.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит
практически на каждом занятии. В систему игр входят такие группы, как: обучающие,
познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические.
Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют
юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является
подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.
Деятельность отряда ЮИД строится по методике
коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации
программы:
- в
обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом
транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях,
библиотеках); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением
транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий- инструктаж,
беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение,
составление плана); видеометод (просмотр, обучение);
- в
воспитании (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные
на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа,
пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения); методы стимулирования поведения
и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации
программы озволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство
через проведение массовых городских мероприятий среди образовательных
учреждений города по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма,
используя такие основные формы деятельности:
- Час
вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).
- «Аукцион
знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о
светофоре, о велосипеде и др.).
-
Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортныхситуаций).
-
Деловая и ролевая игры: я - регулировщик, я - пешеход, я —водитель, я —
пассажир, я — нарушитель и т. д..
- Уроки
творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен,
стихов о ПДД, выпуск плакатов, информационных листков, газет, изготовление
наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д.).
- Защита
содержания работы отряда ЮИД (оформление отрядных дневников).
- Соревнования, состязания (оказание первой
медицинской помощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка велосипедов,
мастерство вождения велосипеда и др.).
-
Путешествие по страницам Правил дорожного движения.
-
Викторины, конкурсы, кроссворды.
-
Логические цепочки (по знакам, по форме, по разметке, по содержанию).
- Жизнь
замечательных людей.
- Вождение
велосипеда, выполняя ПДД.
- Сравнение,
поиск (найти человека, найти транспорт и т. д.). Занятия
по возможности проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном
следующими средствами:
Методическими:
- комплект «Правила дорожного движения» -
перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими
указаниями;
- комплект плакатов «Дорожные ситуации»,
«Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД»,
рисунки по басням с методическими указаниями по использованию;
- тесты
по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов
участников 1-го, 2-го, 3-го годов обучения;
- разработки
проведения игровых конкурсов, праздников
встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий'
ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др.
- положения
о конкурсах, смотрах и др. Дидактическими:
- дорожные
знаки (игровой материал «Собери дорожный знак»
«Какой знак лишний в логической цепочке», распределить по сериям кубики с
изображением дорожных знаков);
- Фотоматериал
«Улицы нашего села», «Ретроавтомобили», «Эмблемы автомобилей», «Марки
отечественных и зарубежных автомобилей»;
- шифровки,
карточки для игровых конкурсов «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
- видеоматериалы:
«Ситуации на дорогах»; «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с
сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции; «ЮИД и старшие товарищи» — конкурсная
встреча командиров отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений города, промежуточных
и финальных
конкурсных встреч отрядов ЮИД города.
- стенд
«дорожные знаки», распределенные по сериям;
- стенд
«дорожная разметка»;
- велосипеды;
- наборы
тематических плакатов;
- настольные
игры по ПДД.
- Программа
предусматривает сотрудничество с социально-психологической службой, которая
реализует тренинговую программу «Тренинг личностного роста» на каждом занятии
по 10-15 минут. Тренинг способствует формированию и развитию личностных качеств:
наблюдательности, внимательности, способности к аналитической деятельности,
общительности, ответственности, общей чувствительности к окружающему миру,
людям и самому себе, креативности, уверенности в себе, а также лидерских
качеств.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных
встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском
смотре «Безопасное колесо». Финальные встречи-конкурсы определяют итоги работы
за учебный год.
Критериями выполнения программы служат: стабильный
интерес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде ПДД- Массовость
и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
Результативность по итогам районных, городских, областных и Всероссийских
конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 2000.
Белоусов В. Пленники добрых знаков. — Ставрополь :
Кн. изд-во, 1976.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика
познавательной сферы
ребенка. — М. : Роспедагентство, 1994.
Воспитание личности в коллективе — М. : Центр
«Педагогический по
иск», 2000.
Воспитательная работа в школе : пособие для
директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. — М.: Школьная пресса, 2002.
ГАИ 60 лет. История, воспоминания, очерки. — М. :
Объединенная ре
дакция МВД России, 1996.
Дети и дорога: методический комплект для учителей. —
М., 1994.
Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге. Игры в
школе, дома, во дворе.
Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих
дел. — М., 1989.
Козлов В. В. и др. Психотехнологии развития ребенка
в условиях оздо
ровительно-образовательных учреждений. — М., 1999.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ. - М.:
За рулем, 2002.
Котик М. А. Беседы психолога о безопасности
дорожного движения. —
М.: Транспорт, 1990.
Логинова Л. 365 уроков безопасности. — М.:
Айрис-Пресс, 2000.
Маслова Н. Ф. и др. Познай себя. Диагностические
методики самопоз
нания. - Ставрополь : Изд-во СКИУУ, 1995.
Методические рекомендации по организации работы юных
инспекто
ров движения в Ростовской области. - Ростов н/Д, 2001.
16.Методические
рекомендации по обучению учащихся 10, 11 классов в Ростовской области. — Ростов н/Д,
2002.
17.О
символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации //
Проблемы школьного воспитания №2/2001 : приложение к журналу «Педа
гогическое обозрение». - С. 66.
18. Охлябинин С. Д. Легенды и были об экомобиле. -
М.: Советская рОс сия, 1987.
19. Подласый И. П. Педагогика. Т. 1, 2. — М.:
Владос, 2001.
20. Правила дорожного движения РФ: утверждены
Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05.2003
г. № 265 : введены в действие с 1.07.2003 года.
21. Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые.
Методическое
пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. Выпуск 3. — М.: Илекса;
Ставрополь; Сервисшкола, 2000.
22. Практическое руководство по использованию игр в
воспитательной работе. — Ставрополь, 1993.
23. Программа по изучению ПДД и профилактике
дорожно-транспортного травматизма. 1 — 11 классы. — Ставрополь : СИПКРО, 2002.
24. Спортивно-оздоровитеьная работа с детьми и
учащейся молодежью: методическое пособие. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001.
25. Суковицин В. И. От городового до инспектора
ГИБДД. Иллюстриро
ванная история службы. — М.: Вариант, 2002.
26. Учителю о правилах дорожного движения.
Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. — М.:
Просвещение, 1982.
27. Федеральный закон «О безопасности дорожного
движения» от
30.12.2001, № 196-ФЗ.
28. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения : практическое пособие : в 4 т. — М.:
Генезис, 2001.
29. Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. — СПб.,
1998.
30. Юсин А. А. Я купил велосипед. — М.: Молодая
гвардия, 1984.
31. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М.: Международные
отношения, 1992.