Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Программа дополнительного образования «Дети – Дорога - Жизнь».Часть 1
05.09.2010, 23:19
«Дети – Дорога - Жизнь»
Составительская
программа дополнительного образования
Для
учащихся 4 – 8 -х классов
Срок реализации программы 3 года. Автор-составитель: Борзаков Д.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие
сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем.
Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира.
Плата очень дорогая и ничем неоправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное
происшествие - это трагедия: ведь даже если ребенок остался жив и не получил
дорожной травмы, то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при
этом, травмирует его на всю жизнь.
Необходимо
научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и
машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными для человека в
силу его недисциплинированности — как водителя, так и пешехода. Происшествие
всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили,
воспитатели недовоспитали, ГАИ-ГИБДД недоорганизовало, водитель не проявил
достаточного профессионализма.
В
сентябре 2007 года в атмосфере сотрудничества, сотворчества, содействия взрослого
и детского коллективов ДО «СТИМ» в МОУ СОШ с.Тимофеевка стартовая
учебно-познавательная и конкурсно-игровая программа «Дети — Дорога — Жизнь». Ей
предшествовали разрозненные мероприятия: конкурс театрализованных
представлений, пропагандирующий безопасность дорожного движения, конкурс
«Безопасное колесо», акции «Внимание, дети», «Даёшь светофор». Были внедрены
программы второго и третьего годов обучения, направленные на выявление и
формирование осознанно-образцового участника дорожного движения,
ответственного водителя, будущего сотрудника ГАИ-ГИБДД «с чистыми руками,
горячим сердцем, холодной головой».
В
программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения
в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и
методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного
участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые
технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в
практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Основные методы,
используемые при реализации программы:
- в обучении - практический,
наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
- в воспитании (по Г.И.
Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации
деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы
стимулирования поведения и деятельности.
Образовательная
программа «Дети - Дорога - Жизнь» относится
к социально-педагогической
направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в реальной
жизни, накопления
нравственного и практического
опыта. Программа рассчитана
на детей 10-14 лет, срок
реализации — 3 года. На 1 этапе носит -ознакомительно-практический характер, на
2 и 3 этапах — организация работы творческого объединения старшеклассников в
форме деловой игры.
Материалы
3-годичной программы тесно взаимосвязаны между собой. Основные формы деятельности
объединения юных инспекторов движения по данной программе: обучение,
профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по
проведению пропаганды и агитации. Занятия проводятся группами переменного
состава из школьников раз в неделю по 1 часу.
В
программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды,
что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся,
дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности
и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы,
конкурсно-соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и
проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для школьников района,
творческих проектов.
Ожидаемые
результаты и способы их проверки определены по годам обучения.
Основная цель программы: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав
и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий,
подготовка убежденно-организованных юных инспекторов движения к агитационной,
пропагандистской, информационной деятельности безопасного дорожного движения,
ориентация на выбор будущей профессии.
Задачи:
- Организация, координация, управление
деятельностью городского детского объединения, отрядов ЮИД общеобразовательных
учреждений.
- Изучение сложившейся системы пропаганды в
области безопасного дорожного движения.
- Поиск новых агитационных
форм агитации и пропаганды ПДД
- Сотрудничество со службами
ГАИ-ГИБДД в практическое
деятельности.
- Профориентация на профессии
водителя, работника авто
транспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.
- Организация поисковой, учебно-исследовательской
деятельности.
- Воспитание убежденного
образцового участника дорожного
движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.
- Развитие значимых для
данной деятельности личностных
качеств:
1) самостоятельности в
принятии правильных решений;
2) убежденности и активности
в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как
необходимого элемента сохранения своей жизни;
3) внимательности и вежливости
во взаимоотношениях участников дорожного движения;
4) здорового образ жизни и навыка
самостоятельного физического совершенства.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«ЮИД - надежный друг ГАИ-ГИБДД»
Цель:
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда ПДД среди
детей и подростков.
Задачи:
- обучить Правилам дорожного
движения по программе «Дети -
Дорога — Жизнь»;
- сплотить детский коллектив
через совместные творческие дела;
- создать условия для
практического применения ПДД;
- освоить новые активные
формы агитации и пропаганды ПДД;
- сформировать навыки самооценки,
самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
- изучить влияние результативности
агитационно-пропагандистской работы, проводимой в общеобразовательном
учреждении;
- воспитать убежденных, образцовых
участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице
и дороге.
По
итогам 1-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского
объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- историю развития Правил
дорожного движения;
- о первых светофорах,
легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- серии дорожных знаков и их
представителей;
- новые формы агитации и
пропаганды ПДД.
Уметь:
- работать с Правилами дорожного
движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по
дорожным знакам;
- оценить дорожную ситуацию;
- участвовать в конкурсах. Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности,
предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки
во время проведения конкурсных мероприятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Количество
часов
всего
теория
практика
1. Введение в
образовательную программу:
•история детского объединения юных
инспекторов движения;