Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 03:27

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии массовых мероприятий [10]
Сценарии мероприятий школьного, районного и областного масштабов
Сценарии тематических выступлений [1]
Сценарии КВН, представлений по профилактике ЗОЖ, безопасности дорожного движения и многое другое
Тренинги, психологические игры [6]
Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Сценарии классных часов [5]
Нравственное воспитание [3]
Цикл бесед на тему нравственности. Материалы можно использовать для классного часа.
Эстетическое воспитание [4]
Цикл бесед по эстетическому воспитанию. Материал можно использовать для подготовки классного часа.
Профилактика здорового образа жизни [3]
Цикл бесед по здоровье сбережению Материал может быть использован для подготовки классного часа.
Программы дополнительного образования [11]
Программы дополнительного образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа - это не только уроки » Нравственное воспитание

Азбука нравственности. Беседа 2
05.07.2010, 21:29
Азбука нравственности
– Тема нашего занятия – «Азбука нравственности».
Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
О составляющих нравственного облика человека.
– В какой стране мы с вами живем? В демократической. Демократия – власть народа.
– Что это значит «власть народа»? Это значит, что люди непосредственно ответственны за построение свободного и справедливого общества. Это означает, что они должны быть достойными и порядочными людьми. Они должны быть преданными нравственным идеалам демократии.
– О каких идеалах идет речь? Речь идет об уважении прав гражданина, соблюдении закона, добровольном участии в общественной жизни и заботе об общем благе. Существует такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он.
– Что значит «достойный человек»? Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах. Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других. Задание. Подумайте и приведите примеры из жизни, литературы, периодической печати, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения. Учащиеся отвечают. Учитель. А вот пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны. Чтение рассказа. Во время войны в школе, где учился М. Сергеев, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного. Никто из ребят в то время не был в Мавзолее В. И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, изобилующих буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще и рассказчик он был хороший. Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить. И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А в том, что Виктор, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: «Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе». Одноклассники обижались: «Ничего себе – «уважаю, уважаю», а списать не дает». И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными. А ведь если вдуматься, Виктор был прав. У него были несомненные дарования, он и в Москве был первым учеником в школе, поэтому домашнее задание, выполненное им, сразу можно было отличить, тем более учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: «Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку». И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет «списал», а в подтексте этого слова слышится «украл». Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят… А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую домашнюю работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое… Инсценировка французской баллады «Белая шаль». Действующие лица: ведущий, Мать. Ведущий. Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты. Он, почти мальчик, осужден на смертную казнь, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову. Ночью в камеру сына, подкупив стражу, приходит мать. Мать. Рано утром меня примет король – я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королем и ты будешь прощен, утром в толпе увидишь меня в белой шали. Если же король ответит отказом, шаль будет черная. Ведущий. И вот утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе, спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали. Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху, топор и одетого в красные одежды палача, что ее мальчик начнет просить прощения, тем самым унизив свое достоинство, достоинство революционера. А так он умер спокойно и достойно. Учитель. Во время войны сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам, прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою «Белой шали», – допросы, пытки! И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы их многострадальные дети сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.
Декламация стихотворения С. Михалкова.
Жили три друга-товарища
В маленьком городе Эн.
Были три друга-товарища
Взяты фашистами в плен.
Стали допрашивать первого,
Долго пытали его
– Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.
Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй
– Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.
Третий товарищ не вытерпел,
Третий язык развязал.
– Не о чем нам разговаривать!
– Он перед смертью сказал.
Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.
 
Учитель. Чтобы быть порядочным человеком, обязательно ли быть героем? Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело. Послушаем, что же случилось дальше с Виктором, эвакуированным в Иркутск из Москвы. Чтение продолжения рассказа.
Однажды, возвращаясь вечером из школы, Виктор увидел, что в сумерках три довольно крепких «лба», как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою «правоту» кулаками, колотят паренька. Он не разглядел, кто это, как выяснилось потом, – его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидев явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы?.. Видимо, вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим. Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил, и весьма ощутимо, парня, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего «младенца», возмутилась и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал. Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс. Директор велел ему подняться, и в голосе его чувствовалась ирония. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете. – Итак, – сказал директор, – чья это работа? – Моя, – встал Виктор. Кого угодно можно было представить в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился он для драки, поэтому сначала ему даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а просто сказал: – Ему попало за дело. Пусть расскажет сам… Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал, уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: «Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?» Но тогда встали двое других участников драки и все сами рассказали. Мать пострадавшего покраснела и стала извиняться. И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его проучить. – И все равно, – сказал Виктор, – трое на одного – это подло. И все с ним согласились.
 
Учитель. Вот какая произошла непростая и неоднозначная история. Девчонки снова полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то что он по-прежнему не давал списывать. – Что же такое порядочность? Это когда человек делает разграничение между тем, что ему хочется делать (например, списать у товарища выполненное домашнее задание, украсть что-либо в магазине), и тем, что он должен делать (уважать сделанное другими людьми, права собственности и т. д.). Работа в группах. Задание. Опишите качества, которыми должен обладать достойный и порядочный человек. Аргументируйте свою точку зрения. Группа 1 – внутренние качества: отношение человека к миру, к людям, его собственная линия поведения. Группа 2 – качества предоставления: что человек дает другим людям. Учитель. Таким образом, мы с вами определили 10 качеств, характеризующих порядочного человека. (Учитель записывает их на доске.) Внутренние качества, которые развиваются из внутренних установок личности и определяют отношение к миру, к людям и линию поведения: честность, смелость, дисциплинированность, верность, неконфликтность. Качества предоставления – то, что человек в процессе общения и взаимодействия дает другим и что в конечном итоге влияет на его внутренний облик: уважение, любовь, доброта, преданность, бескорыстие.
Категория: Нравственное воспитание | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 10183 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Larisa3035  
0
Привет всем. Сделала для себя открытие: я уже 1 год открываю сайты оперой, и только вчера узнала о том, что у нее есть расширения!!!!У меня естьhttp://www.opera-all.com/ - _отличная идея, а именно: начнем делится ими!

P.S. Я запостила в раздел this - туда? Если нет, переместите!

1 Светочка  
0
smile Это, я так поняла ты и использовал вы психологической игре "Доктор"? dry
Кстати, а разработка "Пилигрима" у тебя есть?А7

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz