Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.11.2017, 22:51

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии массовых мероприятий [10]
Сценарии мероприятий школьного, районного и областного масштабов
Сценарии тематических выступлений [1]
Сценарии КВН, представлений по профилактике ЗОЖ, безопасности дорожного движения и многое другое
Тренинги, психологические игры [6]
Психологичесие игры, тренинги на знакомство, снятие эмоционального напряжения в детском и взрослом колективах, психоделические задания. Очень интересные вещи, особенно для заместителей директоров по воспитательной работе школ, детских лагерей, классных руководителей, вожатых
Сценарии классных часов [5]
Нравственное воспитание [3]
Цикл бесед на тему нравственности. Материалы можно использовать для классного часа.
Эстетическое воспитание [4]
Цикл бесед по эстетическому воспитанию. Материал можно использовать для подготовки классного часа.
Профилактика здорового образа жизни [3]
Цикл бесед по здоровье сбережению Материал может быть использован для подготовки классного часа.
Программы дополнительного образования [11]
Программы дополнительного образования
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 648
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Школа - это не только уроки » Эстетическое воспитание

Беседы по вопросам эстетики
05.09.2010, 10:54
       Чувство особенной, высокой радости мы испытываем и тогда, когда видим прекрасное произведение живописи или скульптуры, прекрасный спектакль или кинофильм, читаем прекрасное произведение словесного искусства.
      Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело... Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Это утопия, которой, к счастью, никогда не суждено воплотиться в жизнь.
     Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах – древних становищах человека. Они рождены желанием не только защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, но также передать красоту и гармонию мира, восхищение перед совершенными творениями природы.
        Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.
         Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей, если они остались в памяти народа, как это случилось с зодчими Бармой и Постником.
         Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Искусство тем и прекрасно, что оно создается избранными, а принадлежит миллионам. Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства?! Оно предназначено для совершенствования человека.
        Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного – в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих. Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом.
       Талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным. В XX в. возросла роль кино и телевидения. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, то есть истинное искусство с вековыми традициями. Но когда на наших экранах идет пропаганда насилия, культа силы, зла, это пагубно влияет на зрителей. Хочется верить, что все это временное, преходящее. Искусство вечно и прекрасно потому, что несет красоту и добро в мир.
ПРЕКРАСНОЕ В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
      Радость оказывается человеческим спутником прекрасного. При этом, разумеется, не следует понимать ее поверхностно, в обиходном смысле. Мы недаром каждый раз говорили о высокой радости. В каждом конкретном случае наши чувства при восприятии прекрасного могут быть достаточно сложными, но это всегда такие чувства, которые несут в себе положительное начало.
Важным признаком прекрасного является его целостность. Прекрасное нам нравится не частями, а цельно. И его восприятие тоже очень цельно и потому особенно действенно. И воспринимая прекрасное в человеке, мы воспринимаем его не только глазами, не только слухом, но и разумом, и всем своим существом. В восприятии прекрасного всегда есть полнота чувств и мысли – вот почему оценка прекрасным есть самая полная и высшая оценка.
      Общественный характер категории прекрасного определяется принадлежностью к определённому классу. Об этом хорошо написал Чернышевский. В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» и в авторецензии на диссертацию он нарисовал три типа идеала женской красоты в зависимости от того, как ее «понимают различные классы народа». Для крестьянина красивая женщина должна иметь «свежий цвет лица и румянец во всю щеку» (признак здоровья, столь необходимого в условиях сельского быта), должна быть «крепка сложением», «довольно плотна» (то, что показывает ее пригодность к трудным крестьянским работам) и т. д. У светской красавицы, в соответствии с понятием праздного городского жителя и условиями такой праздной жизни, должны быть маленькие ручки и ножки, бледный цвет лица, выражение томности. Идеал женской красоты у образованного человека связан с его убеждением, что «истинная жизнь – жизнь ума и сердца». Образованный человек в женщине поэтому ценит «прекрасные выразительные глаза», в которых более всего отпечатывается жизнь ума и сердца.
        Существенным качеством восприятия прекрасного можно назвать также его чистоту и непосредственность. Наше чувство прекрасного очищено от всего постороннего, оно максимально бескорыстно. Владелец картинной галереи может получать наслаждение от картин, которые имеются в его галерее, но это наслаждение совсем не обязательно будет наслаждением прекрасным, ибо его источник может быть не бескорыстным. В таком случае возникает вопрос: доставили бы ему наслаждение те же картины, если бы они принадлежали другому владельцу? Еще один пример того же значения. Когда герой пьесы Чехова «Вишневый сад» Лопахин приказал рубить сад, чтобы извлечь из него максимальную пользу, он не видел и не мог видеть красоту вишневого сада. Прекрасным он был для практически беспомощных Раевской и Гаева; символом всего высокого и прекрасного он был и остался для бескорыстных и молодых, думающих о всеобщем благе Пети Трофимова и Ани.
Категория: Эстетическое воспитание | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 1655 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz