Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 12:57

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Описание опыта работы [3]
Различные варианты описания опыта и системы работы.
Анализ урока [5]
Варианты анализов урока как в начальной, так и в основной школе.
Презентации [4]
Презентации публичных выступлений, представлений педагогического опыта, методических наработок
Теоретический материал [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Описание опыта работы

Система работы учителя МОУ СОШ с.Тимофеевка Борзакова Д.В. 2007 г.
06.08.2010, 23:43
Система преподавания уроков литературы
     « В конце концов, человек может не знать теорию вероятности, но не любить и не знать Пушкина, не знать великую отечественную литературу – это признак несостоявшейся, уродливой души».
В. Распутин
        . . . Было начало нового учебного года. Были распланированы уроки, даны опережающие задания: прочитать, рассмотреть, продолжить знакомство. . . В 5-м классе мы путешествовали с Робинзоном Крузо и Томом Сойером, в 6-м - с Митрашей и Настей, с героями произведений Ж. Верна, говорили о влиянии взрослых на судьбы людей, об ответственности за будущее планеты, находили сокровища, которые людям надо беречь: «честность», «взаимовыручка», «природа», «знания», «доброта». Мы освоили такие формы урока, как урок-исследование, урок-спектакль, урок-конференция. Мы научились обсуждать прочитанное, увиденное, не боясь спорить, объяснять свою позицию. Главное, наши уроки строились на взаимном доверии друг к другу, в духе уважения. И вдруг . . . 7 класс. Мои дети изменились, как Кай из сказки Андерсена «Снежная королева». Кто-то разбил зеркало, множество осколков разлетелось по миру, принеся зло. Несколько попало к нам в Тимофеевку. . . Моими учениками был поднят вопрос: «Мы говорим одно, а делаем другое. Нам не помогают такие уроки, они не нужны. Мы рассуждаем о благородстве, о доброте, о внимании к людям, но за пределами школы мы хуже, чем вы о нас думаете». Да, они повзрослели, столкнулись с непонятными ситуациями, кто-то с предательством, завистью; они услышали мнение других взрослых (не учителей), сверстников (не одноклассников), увидели различие. «Мы познаем культуру, а нужно ли нам это? Люди живут неплохо и без этих знаний. Мы стараемся подражать классическим литературным героям, а зачем? Сейчас другой мир, другие люди, другие ценности…». Они пришли ко мне с вопросом: «Как жить?». Мне захотелось прочитать стихотворение: Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Да, я понимал их растерянность. Они оказались как бы в разных мирах: в одном были мы и наши уроки, в другом - окружающая среда. Эти миры у некоторых не просто не пересекались, они были параллельными. И тогда нами были подняты те вопросы, ответив на которые, мы не просто «сотворили бы наш мир», научились бы управлять им, но, и смогли бы ориентироваться в обществе. А передо мной встал выбор: с помощью каких технологий, методик научить своего ученика адаптироваться к жизни в социокультурном пространстве? Для формирования системы знаний, нравственного становления личности, развития гражданской позиции был выбран системный подход, обеспечивающий разностороннее развитие ребенка. Такой подход позволяет раскрыть своеобразный путь литературного героя, определяющий роль и значение человека в решении проблем своей личной жизни, своего Отечества. Литература - предмет, который располагает воспитательными возможностями через усвоение программного материала. Современному человеку необходимо знать историю отечественной и зарубежной литературы, понимать, как разрешали нравственные проблемы авторы и герои классических произведений. При этом ученик должен осознавать, что человек, носитель определенной культуры, обретает духовность не только в процессе познания. При развитии личности ребенка необходимо обеспечить синхронное функционирование как системы обучения (расширение информации), так и системы воспитания (формирование эмоционально-ценностного отношения), бережного отношения к культурному наследию прошлого и настоящего. Прежде всего, учитель - это воспитатель. В настоящее время воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе. Становится понятным, что учитель-гуманитарий занимает ведущее место в школьной жизни. Мы считаем важным воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких, за свой жизненный выбор. Воздействуя только на ум ребенка, такой цели достичь невозможно. Необходимо призвать на помощь его чувства, затронуть его душу. Для этого на уроках звучит музыка, используются репродукции художников, что позволяет учащимся раскрыть все лучшие и добрые черты своего характера. Модель обучения знаниям на уроках литературы разработана нами на основе целей социально-гуманитарного образования, обозначенных для развития общества и школы на современном этапе исторического времени: 1. Формирование у учащихся адекватного их уровням знаний целостного представления о культуре общества и о месте человека в нем. 2. Воспитание патриотизма, гуманизма, свободы, ответственности за судьбу Родины. 3. Ориентация учащихся на нравственные ценности общества. 4. Развитие у учащихся познавательного интереса к будущему развитию культуры через прошлое и настоящее в литературе. 5. Содействие становлению активной жизненной позиции учащихся. Каждый урок литературы должен превратиться в урок жизни. Мы стараемся, чтобы мир воспринимался учащимися в целостности. Для этого были предприняты следующие действия:
1). Была апробирована модель интегрированных уроков (литература - биология; история – литература; литература - обществознание). Каждый из уроков велся учителями-предметниками совместно: это способствовало профессиональному освещению своего предмета, расширению кругозора учителя и учащихся, возможности предоставления нравственного выбора учащимися. Взаимодействие учителей положительно сказывалось на обучении и воспитании школьников, так как были разработаны единые требования, выбраны одинаковые формы ведения, как интегрированных уроков, так и самостоятельных. Например, интегрированный урок по биологии и литературе на тему «Изображение природы в произведениях М. Пришвина». Как объяснить проведение интегрированных уроков биологии и литературы, предметов, которые, на первый взгляд, вовсе не совместимы? Во-первых, биология – наука о природе, а природа всегда была источником вдохновения для художников, композиторов, писателей и поэтов. Во-вторых, некоторые темы (экологические проблемы в современной публицистике, отношение к человека к природе в целом) сами предполагают освещение с позиции биолога и литератора. 1. показать, что книги Пришвина нельзя пересказать, а можно только удивиться, как умел он услышать живое и как, потеряв реальную любовь, сумел восстановить свою душу в любви к Родине, к природе, найдя в ней ответ и ободрение; 2. показать, что Пришвин ощущал землю, как свою плоть; создал словами лицо его земли, живой образ страны по имени Россия. 3.Выяснить отличие художественной литературы от научной. Данный урок проводится в форме диспута. Все вопросы, предложенные учителями, решаются с учетом биологического и литературного планов. Читая научно-популярную и художественную литературу к семинару, ученики сделали для себя открытие, что в художественных произведениях, можно найти много нового и интересного не только с точки зрения литературы, но с точки зрения биологии (ботаники). Или, к примеру, интегрированный урок литература – обществознание. (по произведению А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире») Цели урока: 1. выяснить нравственный смысл рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» 2. показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру; 3. формировать понимание поступков, мотивов поведения людей. Такие уроки показали учащимся, что знания, которые они получают, не оторваны от жизни, взаимосвязаны.
2). С 7-го класса систематически уроки моделируются с учетом групповой  работы учащихся. Ученики могут проявить себя как думающие, интеллектуальные и духовно-нравственные личности. Например, при изучении повести  Лермонтова "Княжна Мери" (роман "Герой нашего времени") одна группа готовила материал – сопоставление князя Олега и волхва , другая – князя Олега и коня, третья - рассматривала роль пейзажа в произведении, четвертая искала позицию автора в данном произведении, пятая подбирала музыкальное сопровождение к эпизодам. Группы были созданы с учетом индивидуальных особенностей учащихся (у одних лучше получается работать с текстом, у других - обобщать, третьи обладают актерским мастерством, четвертые - талантом лидера). Проведение такой работы позволило обстоятельно говорить об особенности произведения.
3). Часто формулировка темы урока заключает в себе вопрос, требующий разрешения. На уроках предлагаются проблемные задания, побуждающие учащихся определить свою жизненную позицию. Когда дети задумались над несоответствием «слова» и «дела», то их познакомили с необычной формой урока - судом. («Суд природы над современным человеком») За две недели дети получили роли (адвоката, прокурора, судьи, присяжных заседателей), подготовили речи. Урок прошел интересно, хотя к окончательному решению ученики не смогли прийти. Они оправдали современного человека, так как он находится в рамках, в которые загнал себя сам, но все же он УБИВАЕТ природу. Для лучшего понимания ситуации, на уроке звучал исторический комментарий. На подобных уроках ученики, наряду с детальным изучением официальной информации, имеют возможность заявить свое мнение, проявить актерское мастерство, развить умение владеть собой в различных ситуациях. Также у учеников складывается представление об отношении и ответственности человека к окружающему его миру.
4). Уже стало обычным сравнивать изучаемые тексты с изученными ранее, находить сходство и различие в разрешении одной проблемы, поднятой писателями разных веков, направлений. Так, урок по рассказам И. А. Бунина мы назвали «Я вас любил. . .» , а разговор о любви вели, привлекая не только его строки, но и стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. На уроках мы говорим о нравственной позиции как героев произведений, так и их авторов.
5). Изучая классические и современные произведения, можно найти следы знакомства их авторов с мифологией, Библией, древнерусской литературой, подсознательного переосмысления многих известных сюжетов. Поэтому на уроках обращаемся к мифологическому, библейскому, древнерусским текстам, рассматриваем влияние прошлого на будущее через настоящее.
6). Положительные эмоции дети могут получить не только на уроках. Своеобразным продолжением их является посещение театральных постановок по изученным произведениям, музеев известных писателей. В то же время и урок можно провести как спектакль или заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством авторов произведений. Для того чтобы воспитательные цели не оставались недостижимыми, изменена система воспитания: задания учащимся продумывались с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей, в соответствии с их желаниями и внутренними потребностями, так как подлинное обучение и воспитание - это не принудительное наставление неподготовленного, невосприимчивого разума. Учителю необходимо пробуждать интерес к познанию, создавать ситуации стремления к духовному росту. Спланированные таким образом уроки развивают у учащихся не потребительское, а активно-творческое отношение к жизни. В процессе работы происходит формирование духовного мира ученика. Воспитание - открытая система, которая не дает результатов сразу. Пройдёт ещё много лет и только тогда станет ясно, как уяснили «уроки жизни» сегодняшние ученики. А сегодня они стараются воспринимать жизнь во всех ее проявлениях, учатся противостоять ей, выдвигают свои решения, разбираются в проблемах. Ученики все чаще говорят о том, что они стремятся хранить в себе Человека.
Категория: Описание опыта работы | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 1637 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz