Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 16:11

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Описание опыта работы [3]
Различные варианты описания опыта и системы работы.
Анализ урока [5]
Варианты анализов урока как в начальной, так и в основной школе.
Презентации [4]
Презентации публичных выступлений, представлений педагогического опыта, методических наработок
Теоретический материал [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 648
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Описание опыта работы

Описание системы работы учителя русского языка и литературы Борзакова Д.В.
07.07.2010, 01:16
Описание системы работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ с.Тимофеевка м.р. Ставропольский Борзакова Дениса Владимировича
«Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»
 Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. К. Ушинский
       В последнее десятилетие особую роль играют педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и использование в педагогическом процессе информационно-коммуникационных технологий. В моем кабинете установлены и максимально используются: проектор, ноутбук, аудиосистема, персональные компьютеры, с начала 2010 года активно используется веб-камера. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая в ребёнке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. Профессор Герман Константинович Селевко в своей работе «Современные образовательные технологии» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений: - самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; - работать в группе и принимать решения; - использовать новые информационно - коммуникационные технологии; Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования электронных помощников в начальной школе. Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию с целью активизации учебной деятельности школьников. Выдвинутая гипотеза предполагает, что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников в образовательном процессе. В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали: - Идея развивающего обучения. («Проблемы развивающего обучения» Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. «Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знани­ям и практическим умениям, но и научным понятиям, художествен­ным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потреб­ность в познании.») - Идея практико-ориентированного подхода. («Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию». Ялалов Фарит Габтелович, действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института. «Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. В основе практико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки»). - Идея использования новых информационных технологий. (Под информационной технологией понимается « процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы» Роберт Ирэна Веньяминовна - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института информатизации образования Российской академии образования.) Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю как: -Оснащение кабинетов современной техникой (ноутбук, акустические системы, проектор, интерактивная доска) и активное её использование; -Проведение уроков информатики; -Проведение кружков и курсов, направленных на углубленное изучение отдельных компьютерных программ («Pinnacle», «Adobe Premiere Pro» и т.п.); -Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней; Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначил основную цель описания моего педагогического опыта: создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы. Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи: 1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности; 2. Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика; 3. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам (в частности, к русскому языку и литературе); 4. Повышать уровень обученности и качества знаний; 5.Совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности; Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций. При планировании урока с применением новых информационных технологий, соблюдаются дидактические требования, в соответствии с которыми: - четко определяется педагогическая цель применения информационных технологий в учебном процессе; - уточняется, где и когда буду использовать информационные технологии; - согласовывается выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; - учитывается специфика учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации; - происходит закрепление и контроль ЗУН. Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий. ● I. Методика организации компьютерного практикума на уроках русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя;) ● II. Методика использования творческих заданий на уроках литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, Movie Maker (создание рекламных роликов, презентаций, видеофильмов и т.д.) ● III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках и русского языка и литературы (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие «Уроки литературы 9 класс» изд.дом «Равновесие», «Уроки литературы», «Уроки русского языка» изд.дом «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др.) В обучающих программах, таких как «Уроки литературы 9 класс» ученикам предоставляется возможность дополнять, редактировать данный материал (я и сам это поощряю), что способствует поиску учениками новой информации, получению навыков самообразования и делает процесс обучения максимально увлекательным. С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности для обучения и самообразования мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования (в режиме «онлайн» - здесь и сейчас), большое количество проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания. Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках используются письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль. Алгоритм проведения урока с применением ИКТ: 1. На организационном этапе ученикам поясняется цель и содержание последующей работы. На данном этапе показывается слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. 2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрируется в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя. 3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливается степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. 4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе. Так, при изучении в 5 классах темы «Морфемика» мы знакомимся с понятием «связанные корни». В учебнике под редакцией Ладыженской и Баранова этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (Урок 4) Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником Очень удобно использовать компьютерные технологии и при повторении пройденного материала. Например, повторение по теме «Не с существительными» Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроке, посвященном изучению произведения К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», ученики имели возможность посмотреть отрывки из мультфильмов, снятых по этой сказке. (1973 год) (2003 год) При проведении урока обратил внимание учеников на то, что один из мультипликационных фильмов был снят в 1973 году, а другой – в 2003, в результате чего они сделали вывод, что в произведении подняты проблемы, актуальные в любое время. Эта деятельность способствовала развитию у учеников умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Также прозвучала музыкальная композиция Ю.Энтина «Дорогою добра», что содействовало созданию положительного эмоционального настроя на уроке и было напрямую связано с тематикой произведения. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. 5. Систематизация и закрепление материала. На уроках закрепления изученного материала использование мультимедийного проектора также значительно повышает интерес к предмету. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делается обзор изученного материала, демонстрируется наиболее важные наглядные пособия на слайдах. Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок». Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками». Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлены в игровой форме. (Например, при неправильном ответе пятиклассник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют) Тесты для 9-х классов максимально приближены к ГИА, что позволяет ученикам менее эмоционально воспринимать итоговую аттестацию. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно... Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно. Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ, вслепую доверяя компьютерным программам, и все изложение учебного материала перепоручить технике. При очевидных достоинствах, например, такого программного продукта, как «Кирилл и Мефодий», у него все же есть недостатки. Так, некоторые темы ошибочно внесены в курс 5 кл., например, «Сложносокращенные слова», «Правописание суффиксов имен прилагательных», «Четыре вида корней с чередованием». А вот тема «Глагол» отсутствует вовсе. Таким образом, есть несоответствие учебной программе. Из этого делаем вывод, что учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника. Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором и экраном при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт с применением богатого материала электронных энциклопедий, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, - 5 классами, Мovie Maker, Excel, Домашняя фотостудия 2.10, Microsoft Office Front Page и т.п. – 9 классами, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее. На уроках литературы использование информационных технологий позволяет дать широкий иллюстративный материал и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника. Анализируя использования ИКТ в развитии познавательного интереса школьников, в частности на уроках литературы в 5 классе, мы обнаружили следующее: развитие познавательного интереса к литературе как учебному предмету увеличилось с 57 % школьников, в начале учебного года, до 70 % школьников в конце 3 четверти (2009-2010 уч.год). 57 %

60 %

70 %

1 ЧЕТВЕРТЬ 2 ЧЕТВЕРТЬ 3 ЧЕТВЕРТЬ 2009-2010 учебный год («Психолого-педагогический эксперимент в школе» по ред. Сергеева К.А. частично переработано в соответствии с предметом) По результатам анкетирования, проведённого в начале учебного года и в марте этого года, учащиеся стали больше читать книг, больше смотреть телепередач, посвященных литературным произведениям, русским и зарубежным писателям. (5 «Б» класс 2009-2010 учебный год) начало учебного года конец 3 четверти Наблюдения показывают, что применение информационных технологий значительно снижает страх школьников в процессе самовыражения на уроке (не нужно стоять перед всеми, у доски) – это особенно актуально для 5 классов, так как у них проходит период адаптации к основной школе, стимулирует творческую активность (можно многое самостоятельно пробовать). Результативность (литература): 2007-2008 учебный год КлассУспеваемость %Качество %
1 полугодие2 полугодие1 полугодие2 полугодие
7 «А»921003035
7 «Б»1001004550
2008-2009 учебный год КлассУспеваемость %Качество %
1 полугодие2 полугодие1 полугодие2 полугодие
8 «А»1001003550
8 «Б»1001005771
2009-2010 учебный год (1 полугодие) КлассУспеваемость %Качество %
9 «А»10055
9 «Б»10071
Отслеживание результатов помогает управлять качеством образования: 1. Прежде всего, на основе мониторинга выстраивается стратегия и тактика учебной деятельности (от целей до результата), создаются комфортные условия обучения для активизации учебной деятельности школьников; 2. Применяемые диагностики позволяют управлять процессом обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся; 3. Диагностика дает информацию и о качестве процесса обучения через применяемые технологии, методы и приемы организации учебного занятия; 4. Мониторинг позволяет: - отслеживать результаты, - сравнивать их, - устанавливать динамику, - находить причины повышения или снижения качества знаний, вновь ставить цель и идти к результату. Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию. Перспективы: - Развитие личностного потенциала ребенка: интеллектуального, творческого; - Формирование информационной компетентности; - Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Категория: Описание опыта работы | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 14898 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 4
4  
Нужна была юридическая консультация и я долго искал юридический центр в Московской области! После чего с трудом обнаружил на http://www.consalt-centr.ru - граматный юридический центр
. просмотрел их портал и оформил юридическую помощь. По исходу этих событий юридическая консультация дала о себе узнать и я решил все свои личностные проблемы. Теперь всем рекомендую Юридический центр Консалт.

3  
Мой менеджер дал мне ссылку: http://srub-dizain.ru/price - сухой профилированный брус недорого Киржач
и мне захотелось построить садовый домик в селе! Мне как раз нужен был профилированный брус сухой. В общем после этого я и покатил к ним! Там совсем всё круто сделано и красивый профилированный брус трудно выбрать. Всему этому событию сопутствовала тяжёлая навигация сайта, которую не мог не заметить.Очень хорошо конечно то, что это первые руки – но но свой сайт могли бы и лучше забабахать.

2  
Оторвался сегодня я по полной! Вот в сети интернет нашёл информацию http://rentrealtycrimea.com/kvartiry-dlitelno/page/5/ - сдам апартаменты в Симферополе
и впал в гнев. Кстати забыл поздороваться! В общем сдам недвижимость в Симферополе
,я зачитал и до меня дошло, что жизнь уматовая штука – раз имеют место такие квартиры. Поэтому всем ходатайствую веб-сайт http://rentrealtycrimea.com с апартаментами в центре Крыма.

1  
Обнаружил стрёмное объявление и забыл что делал в нете! Теперь предлагаю его к Вашему рассмотрению: сдаю 4 квартирочку в жилом помплексе http://odessarealt.com/tags/%FF%F5%F2-%EA%EB%F3%E1/ - яхт клуб
Одесса Украина. неподалёку: клуб Вестерн, песочные холмы, дом мира и магнат. Жилье со свежим дорогим ремонтом, фиолетовой гламурной мебелью и Одесскими бытовыми приборами.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz