Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 18:32

Сайт Борзакова Дениса Владимировича учителя МОУ СОШ села ...

Меню сайта
Категории раздела
Описание опыта работы [3]
Различные варианты описания опыта и системы работы.
Анализ урока [5]
Варианты анализов урока как в начальной, так и в основной школе.
Презентации [4]
Презентации публичных выступлений, представлений педагогического опыта, методических наработок
Теоретический материал [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 654
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Портфолио учителя » Описание опыта работы

Базовая модель описания опыта
05.09.2010, 16:11

Базовая модель описания опыта

 

1. Наименование опыта, указание его адреса и автора

Четкое определение наименования опыта. Уже  в  самом  наименовании материала должна быть четко отражена основная характеристика опыта (основная идея), область применения («Развитие младшего школьника на основе индиви­дуализации обучения»).

При указании автора перечисляются: Ф.И.О., специальность, педагогический стаж, звание, разряд или категория, место работы.

2. Условия возникновения, становления опыта

Необходимые сведения о школе, микрорайоне, классе, социальной  сре­де.

3. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

Обязательным требованием к обобщению опыта является выделение педагогических противоречий и способов их разрешения, так как общеиз-вестно, что источником и движущей силой всякого развития является процесс возникновения и разрешения противоречий.

Поэтому именно с анализа противоречий учебной деятельности и должна начинаться работа любого педагога. Педагогу необходимо ответить на вопрос: какие реальные противоречия, несоответствия, трудности массовой практики породили необходимость того педагогического поиска, который дал положительные результаты.

Например: В.Ф. Шаталов в своем опыте решает многие противоречия массовой практики:

-         обучать всех и каждого качественно и быстро;

-         радостно и победно;

-         напряженно и без перегрузки;

-         на высоком теоретическом уровне и доступно.

4. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая идея - есть главная мысль о преобразовании объекта, стратегия педагогической деятельности:

-         Идея личностного подхода к воспитаннику.

-         Идея практико-ориентированного обучения.

-         Идея использования новых информационных технологий.

-         Идея  здоровьесберегающего обучения.

-         Идея опережающего обучения.

-         Идея гуманизации образовательного процесса.

-         Идея оптимизации учебно-воспитательного процесса.

-         Идея обучения и воспитания в деятельности.

-         Идея неразрывного единства обучения и воспитания.

-         Идея воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива.

-         Идея развивающего обучения.

-         Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

-         Идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

-         Идея ранней  профориентации и профессионализации обучения уча­щихся.

-         Идея саморазвития  личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека.

-         Идея свободного выбора школьником содержания и форм обучения и воспитания.

-         Идея дифференцированного  и индивидуального подхода учащихся к выбору предметов для изучения в школе.

-         Идея коллективного и индивидуального самоанализа  деятельности школьника.

-         Идея интеграции содержания.

Идеи опыта  у разных учителей могут совпадать, но индивидуальность проявится в средствах, в формулировке конкретных задач, своего  рода принципах, основных положениях, которыми  руководствуется учитель для достижения поставленных целей. Постановка реальных задач определяет тактику педагогической деятельности.

5. Теоретическая база опыта

Нельзя работать, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории обучения, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие воздействовать на личность.

Не отрицая  возможности  новых  открытий,  педагог  должен искать обоснование своего опыта в ведущих дидактических теориях.

Для того, чтобы успешно осмысливать свой или чужой опыт, необходимо на сегодняшний день знать как минимум 8 психолого-педагогических теорий, на которых строится сегодня учебно-воспитательный процесс:

- Теория   поэтапного   формирования  умственных  действий  -
П.Я. Гальперин.

- Теория  программмированного обучения - Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина.

- Теория развития познавательного интереса - Г.И. Щукина.

- Теория содержательного обобщения - В.В. Давыдов.

- Теория  развивающего  обучения в начальной школе - Л.В. Занков,
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

- Теория оптимизиции обучения - Ю.К. Бабанский.

- Теория   проблемного   обучения   -   М.И. Махмутов, И.Я. Лернер,
А.М. Матюшин.

- Теория активизации учебной деятельности школьников - Т.И. Шамова, А.К. Маркова.

При формировании индивидуального педагогического стиля  может  по­мочь и заимствование педагогического опыта коллег.

Однако, при внедрении чужого опыта целесообразно учитывать:

- свои способности и возможности;

- свой сложившийся даже небольшой опыт;

- индивидуальные особенности своей личности;

- готовность к совместной работе учащихся;

- наличие необходимых средств труда;

- наличие необходимых условий труда.

И, наконец, внутренний источник творческого поиска:

воображение, фантазия,  умение сделать прогноз, комбинировать из­вестные способы или элементы,  видеть  предмет  в  его  необыкновенных функциях и связях,  принимать нестандартные решения, т.е. все, что ха­рактеризует креативность (творчество) самой личности педагога.

6. Новизна опыта

Отражение и фиксирование элементов новизны и творчества.

7. Технология опыта

Технология - это процедура деятельности, ее состав и содержа­ние.

К данной части описания есть ряд обязательных требований:

- отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;

- выбрать структуру описания технологии (по этапам урока,  по типам урока,  по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.)

- показать  общие  подходы,  сформировать  свои  педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);

- показать  индивидуальность  автора опыта (авторские педагоги­ческие «находки»);

- содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.

 

Раскрывая особенности технологии работы,  надо педагогичес­кие  действия  учителя соотносить с конкретными условиями,  в которых эти действия предпринимаются.  Поэтому в описаниях  не  обойтись  без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов .

8. Результативность, условия и возможности применения данного опыта

Учитель-мастер работает  не на сегодняшние знания, а на прира­щение познавательных способностей своих учеников. Надо посмотреть, каковы результаты  данных педагогических действий, чем они отли­чаются от результатов других в тех же условиях. В какой степени изменились

- активность и работоспособность учащихся;

- наличие интереса к предмету;

- сформированность знаний по учебному предмету и  умений  ими пользоваться;

- развитие памяти, речи, способности восприятия и переработки инфор-мации;

- уровень организованности в работе и темп  учебной  деятель­ности, умение работать с оборудованием на уроке;

- коммуникабельность детей, умение работать с товарищами, коррект-ность;

- динамика показателей здоровья в соответствии с  возрастными нормами.

Для оценки продуктивности системы работы педагога можно использовать  следующие критерии успешности:

1. Образовательный критерий (поступление в ВУЗы, победы на олимпиадах и конкурсах и др.).

2. Критерии развития:

- широта и глубина интересов;

- способность к самоопределению, выбору профиля обучения и профес-сии;

- обучаемость (отзывчивость к помощи);

- овладение нормами нравственности (гуманизм, взаимопомощь, забота о слабых и т.д.);

- система жизненных ценностей;

- степень реализации индивидуальности, самобытности;

3. Социальный критерий (адаптация выпускников к высшей и средней специальной школе, адаптация на производстве, общественный престиж школы и педагогов).

4. Психологический комфорт (степень удовлетворенности школой, отношениями, наличие чувства защищенности, оптимистический настрой).

5. Валеологический критерий (динамика показателей здоровья).

 

Описание опыта желательно представлять в форме информационно-педа­гогических модулей. Выделение из педагогического опыта отдельных высокоэффективных фраг­ментов (информационных модулей) позволит оценить его, даст возможность другим учителям конструировать эффек­тивные системы, которые по мере их использования будут трансформироваться.

Под информационно-педагогическими модулями (ИПМ) понимается краткое, конструктивное описание информации, которая отличается:

-   логической законченностью (информация в виде ИПМ должна носить целостный характер и содержать конкретную часть опыта, отнесенную к од­ному из компонентов учебно-воспитательного процесса);

-   информативностью (информация, представленная в ИПМ, должна быть достаточной для ее понимания и использования в практике);

-   точностью трактовки педагогических понятий, научностью описываемых категорий.

Педагогическая информация описывается комплексом ИПМ.

Далее предстоит оформить приложения к опи­санию опыта. Необходимо ото­брать образцы, наиболее ярко подтверждающие опи­санный опыт: методические разработки, описание алгоритмов учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, струк­турно-логические схемы и т.д.

Категория: Описание опыта работы | Добавил: СельскийУчитель
Просмотров: 9791 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Ссылочки

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz