Анализ урока русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
05.09.2010, 16:42
Анализ
урока русского языка
с
использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет:
русский язык
Тип урока:
урок-изучение нового материала
Тема: Правописание
приставок «пре-» и «при-»
Продолжительность: 1 урок – 30 минут.
Класс: 5
Технологии:
компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Аннотация.
Перед школой 21 информационного века стоит
задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С
изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу,
появлением новых педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно
расширились.
Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить
процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии
облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать
своё мастерство.
При переходе на интенсивный путь развития образования
необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более
современные и доступные способы подачи
знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать,
преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые
знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса,
которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и
саморазвития.
Применение передовых технологий в своей работе я
считаю необходимым.
Урок
«Правописание приставок «пре-» и «при-»», который я дал в 5 классе, предполагает
поверхностное ознакомление с данным типом префиксов. Считаю обоснованным
изучение данной темы именно в 5 классе, (хоть сам занимаюсь по учебникам
Ладыженской и Баранова, где данная тема изучается в первой четверти 6 класса),
так как в 5 классе после темы «правописание приставок» идут темы: «Имя
существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.п., где часто попадаются
слова с данной орфограммой. Недаром на уроке я продемонстрировал учащимся толковый
словарь Ожегова, где под слова с приставками «пре-» и «при-» отведено 8
страниц! Т.е. подвёл ребят к тому, что данные слова часто употребляются в речи
и, соответственно, следует обратить внимание на правильное их использование.
(Хорошо, что данный вывод сделали сами учащиеся)
На
данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:
наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, лекция, беседа, практическая
работа (работа со сказкой, отрывками работ учеников, заполнение схем), фронтальный
опрос, элементы семинара (выступления учеников с результатами исследовательской
работы - выводами).
Цель
такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и
публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.
Цель применения
ИКТ на уроке:
· усиление
воспитательной функции урока;
· активизация
познавательной деятельности учащихся;
· формирование
коммуникативной компетенции.
· повышение уровня
умений работать с информацией различных источников;
· формирование
информационной культуры.
В ходе урока
достигнуты следующие цели:
·обучающие –
Познакомить с правилом написания гласных в приставках при- и пре- ;
· Выработать
способ определения написания гласных в приставках при- и пре- ;
· Различать на
письме приставки при- и пре-;;
·развивающая –
развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к
слову, обогащение речи.
·воспитывающая
– способствовать воспитанию у учащихся познавательной активности, умению
работать в команде.
Методика
данного урока позволила проявить учащимся познавательную активность и
интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы,
делились полученной информацией и мнениями.
На
начальном этапе урока я использовал задание с разбором слов, для того, чтобы
уровень знаний учащихся по теме «приставки». Я увидел. Что уровень знаний
(хороший, отличный и т.п.), а значит можно смело переходить к изучению новой
темы.
Одно«лишнее» слово было дляостальных, но не было «лишним» для нашей темы
и послужило так называем мостиком – логичным переходом к изучению приставок
«пре-» и «при-».
Элемент
сказки введён с учётом возрастных особенностей. Пятиклассники относятся к
сказкам положительно. Причём ученики привыкли слушать с детства сказки в
исполнении мамы, а вот папы, к сожалению, не часто балуют детей таким видом
досуга. Лично мне отец один раз рассказал сказку, причём как раз в возрасте пятиклассника
–это произвело огромное впечатление, говоря простым языком – сказка,
рассказанная «ПАПОЙ» прочнее вонзается в мозг.
«Толковый
словарь», как наглядное пособие был использован с целью того, чтобы показать
детям, что слов с приставкам «пре-» и «при-»в русском языке множество, а значит употребляем мы их довольно часто и
необходимо исключить возможность и неправильного использования. То есть я хотел
показать детям, что изучаем мы эти приставки не просто так, потому что они –
приставки.
Задание,
где я даю определение слова и необходимо его назвать позволило мне увидеть, что
ребята могут фантазировать (это им понадобится при выполнении домашнего
задания), мыслить нестандартно, творчески, также косвенно обратил внимание детей
на раздел «словообразование» - т.е. не так-то и просто создаются новые
слова.Также это было эмоциональная
разрядка. Смех расслабляет.
Задавая
домашнее задание, как образец я специально привёл тест собственного сочинения:
во-первых,для наглядности, а во-
вторых,хочу обратить внимание на
специфику задания: «использовать как можно больше слов с пройденными
приставками», здесь я ввёл соревновательный элемент, так как для детей этого
возраста мотивация в виде соревнования между собой очень высокая, ну а
опередить учителя – это вообще верх совершенства.
Также
«Лучший пример – это личный пример» т.е. Если я смог, то и дети мои смогут»
При
подготовке урока я опиралась на метод исследования – эвристический ,
в основе которого лежит педагогика сотрудничества и поиска. Целью
обучения в сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником
личного участия и ответственности за успех совместной работы.
Работа
в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.
Я
думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута. Дети познакомили с
приставкам «пре-» и «при-». Познакомились с алгоритмом определении приставок.
А
использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и
успех.
Все эти приёмы я использовал, так как
они соответствуют моему подходу в преподавании русского я зыка в 5 классе. И
этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая
своё нужное место.
Все эти приёмы способствовали
достижению поставленных целей:
- Дети познакомились с приставками «пре-»
и «при-»